beylikdüzü escort seks hikayesi beylikdüzü escort beylikdüzü escort antalya escort beylikdüzü escort esenyurt escort avcılar escort istanbul escort antayla escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort mersin escort porno seyret porno seyret betvoy betvoy betvoy vbet vbet bahix Фортепианный квинтет ор. 55 А. Г. Рубинштейна и его место в отечественной истории жанра — Ученые записки РАМ имени Гнесиных

Фортепианный квинтет ор. 55 А. Г. Рубинштейна и его место в отечественной истории жанра

Научная статья
УДК 785.7
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-116-128

Наталия Ивановна Бражникова

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
nib-art@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-2349-0925

Аннотация: В статье автор обращается к художественной концепции фортепианного квинтета ор. 55 F-dur А. Г. Рубинштейна, одной из малоизученных страниц русской камерно-инструментальной музыки XIX века. Целостное рассмотрение сочинения дано в контексте творческой биографии композитора и отечественной истории жанра, формирование которой значительно отличалось от европейского пути развития квинтета.
На основании подробного анализа музыкальный драматургии автором формулируется положение о недооцененных художественных достоинствах произведения и его этапном значении для русской музыкальной культуры.
В трактовке квинтета акцентировано новаторство: первое в истории русской камерно-инструментальной музыки обращение к масштабному четырехчастному циклу и его симфонизация. Отмечается претворение конфликтного начала в классико-романтической модели жанра.
В стилистике квинтета выявлены особенности, определяющие романтические доминанты его художественного замысла.

Ключевые слова: А. Рубинштейн, фортепианный квинтет, новаторство, классико-романтическая модель, симфонизация жанра, лирические образы, многотемность, романсовость

Для цитирования: Бражникова Н. И. Фортепианный квинтет ор. 55 А. Г. Рубинштейна и его место в отечественной истории жанра // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 116–128. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-116-128

Список источников

Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — Москва: Музгиз, 1961. — 476 с.
Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. — Т. 1: 1827–1867. — Ленинград: Музгиз, 1957. — 455 с.
Корабельникова Л. З. А. Г. Рубинштейн // История русской музыки в 10 т. — Т. 7: 70–80-е годы XIX века. — Часть первая. — Москва: Музыка, 1994. — С. 77–126.
Бражникова Н. И. Фортепианный квинтет в творчестве отечественный композиторов конца XVIII — первой трети XIX века // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2021. — № 3. — С. 89–96.
Воскресенская Т. В. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано (Проблемы, истоки, стадия формирования) : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — СПб., 1992. — 24 с.
Царегородцева Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — Ростов н/Д., 2005. — 23 с.
Чайкин С. Г. Специфика выразительных средств фортепиано в ансамблевой музыке: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — Новосибирск, 2008. — 23 с.
Симонова Н. В. Фортепианный квинтет: вопросы становления жанра : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Киев, 1990. — 242 с.

 

 

Вам может также понравиться...