Фортепианный квинтет ор. 55 А. Г. Рубинштейна и его место в отечественной истории жанра

Научная статья
УДК 785.7
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-116-128

Наталия Ивановна Бражникова

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
nib-art@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-2349-0925

Аннотация: В статье автор обращается к художественной концепции фортепианного квинтета ор. 55 F-dur А. Г. Рубинштейна, одной из малоизученных страниц русской камерно-инструментальной музыки XIX века. Целостное рассмотрение сочинения дано в контексте творческой биографии композитора и отечественной истории жанра, формирование которой значительно отличалось от европейского пути развития квинтета.
На основании подробного анализа музыкальный драматургии автором формулируется положение о недооцененных художественных достоинствах произведения и его этапном значении для русской музыкальной культуры.
В трактовке квинтета акцентировано новаторство: первое в истории русской камерно-инструментальной музыки обращение к масштабному четырехчастному циклу и его симфонизация. Отмечается претворение конфликтного начала в классико-романтической модели жанра.
В стилистике квинтета выявлены особенности, определяющие романтические доминанты его художественного замысла.

Ключевые слова: А. Рубинштейн, фортепианный квинтет, новаторство, классико-романтическая модель, симфонизация жанра, лирические образы, многотемность, романсовость

Для цитирования: Бражникова Н. И. Фортепианный квинтет ор. 55 А. Г. Рубинштейна и его место в отечественной истории жанра // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 116–128. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-116-128

Список источников

Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — Москва: Музгиз, 1961. — 476 с.
Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. — Т. 1: 1827–1867. — Ленинград: Музгиз, 1957. — 455 с.
Корабельникова Л. З. А. Г. Рубинштейн // История русской музыки в 10 т. — Т. 7: 70–80-е годы XIX века. — Часть первая. — Москва: Музыка, 1994. — С. 77–126.
Бражникова Н. И. Фортепианный квинтет в творчестве отечественный композиторов конца XVIII — первой трети XIX века // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2021. — № 3. — С. 89–96.
Воскресенская Т. В. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано (Проблемы, истоки, стадия формирования) : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — СПб., 1992. — 24 с.
Царегородцева Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — Ростов н/Д., 2005. — 23 с.
Чайкин С. Г. Специфика выразительных средств фортепиано в ансамблевой музыке: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — Новосибирск, 2008. — 23 с.
Симонова Н. В. Фортепианный квинтет: вопросы становления жанра : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Киев, 1990. — 242 с.

 

 

Читайте также: