Фортепианный квинтет ор. 55 А. Г. Рубинштейна и его место в отечественной истории жанра
Научная статья УДК 785.7 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-116-128 |
Наталия Ивановна БражниковаРоссийская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия, |
|
Аннотация: В статье автор обращается к художественной концепции фортепианного квинтета ор. 55 F-dur А. Г. Рубинштейна, одной из малоизученных страниц русской камерно-инструментальной музыки XIX века. Целостное рассмотрение сочинения дано в контексте творческой биографии композитора и отечественной истории жанра, формирование которой значительно отличалось от европейского пути развития квинтета. На основании подробного анализа музыкальный драматургии автором формулируется положение о недооцененных художественных достоинствах произведения и его этапном значении для русской музыкальной культуры. В трактовке квинтета акцентировано новаторство: первое в истории русской камерно-инструментальной музыки обращение к масштабному четырехчастному циклу и его симфонизация. Отмечается претворение конфликтного начала в классико-романтической модели жанра. В стилистике квинтета выявлены особенности, определяющие романтические доминанты его художественного замысла. Ключевые слова: А. Рубинштейн, фортепианный квинтет, новаторство, классико-романтическая модель, симфонизация жанра, лирические образы, многотемность, романсовость Для цитирования: Бражникова Н. И. Фортепианный квинтет ор. 55 А. Г. Рубинштейна и его место в отечественной истории жанра // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 116–128. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-116-128 |
|
Список источниковРаабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — Москва: Музгиз, 1961. — 476 с.
|
|
|