Научная статья УДК 78.071.1 DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-96-105
Ольга Анатольевна Федорченко
Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, Россия,
olgafedorcenco@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5812-6675
Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является композиторская и дирижерская деятельность Цезаря Пуни в летних садах Санкт-Петербурга и Москвы, совершенно неизвестная до настоящего времени. Впервые рассматривается эта сторона его многогранной художественной деятельности: организация и составление концертных программ и композиторское творчество. В своей концертной работе Пуни стремился к популяризации произведений русских композиторов, прежде всего М. И. Глинки. Пуни одним из первых композиторов откликнулся на события Крымской войны 1853–1856 годов. Среди его произведений на «крымскую» тему выделяется симфоническая поэма в трех частях «6 июня 1855 года под стенами Севастополя». В статье на основе музыкальных рецензий предпринята попытка реконструировать замысел композитора. Приведенные новые сведения помогут воссозданию полной картины творчества Цезаря Пуни, крупнейшего балетного композитора XIX века.
Ключевые слова: Цезарь Пуни, Крымская война, адмирал Павел Нахимов, летние сады Санкт-Петербурга, популярная музыка
Для цитирования: Федорченко О. А. Цезарь Пуни: новое к творческой биографии. Деятельность композитора на концертной эстраде летних садов Санкт-Петербурга и Москвы // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 96–105. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-96-105
Список источников
А. Э. [Элькан А. Л.] Бенефис г. Пуни // Санкт-Петербургские ведомости. — 1857. — 12 июля. — С. 783.
В. П. [Петров В. П.] Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. — 1855. — 12 июня. — С. 655–656.
В. П. [Петров В. П.] Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. — 1855. — 19 июня. — С. 688–689.
В. П. [Петров В. П.] Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. — 1855. — 26 июня. — С. 717–718.
В. П. [Петров В. П.] Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. — 1855. — 10 июля. — С. 771–772.
В. П. [Петров В. П.] Петербургская летопись. Бенефис Пуни // Санкт-Петербургские ведомости. — 1855. 31 июля. — С. 861–862.
В. П. [Петров В. П.] Петербургская летопись. Минеральные воды и Пуни // Санкт-Петербургские ведомости. — 1857. — 26 мая. — С. 583–584.
Груцынова А. П. Инструментальная серенада первой половины XIX века: общие черты и конкретное воплощение // Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики. — Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. — С. 46–52.
Корреспондент. Московская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. — 1856. — 15 июля. — С. 876–877.
Петербургская летопись. Вести о г. Пуньи // Санкт-Петербургские ведомости. — 1856. — 8 июля. — С. 845–846.
Петербургские заметки // Отечественные записки. — 1855. — № 7. — С. 65–89.
Савинцева В. А. Об одной неизвестной странице творчества Цезаря Пуни // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2004. — № 14. — С. 235–246.
Слонимский Ю. Предисловие // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. — Л.: Искусство, 1971. — С. 7–20.
Современная хроника России // Отечественные записки. — 1857. — № 4–5. — С. 33–80.
Современные известия // Современник. — 1855. — Т. LII. — С. 119–162.
Федорченко О. А. Цезарь Пуни — штатный композитор балетной музыки Дирекции императорских театров. 1. Европейский период творчества Цезаря Пуни // Временник Зубовского института. — 2022. — № 4. — С. 109–124. DOI: 10.52527/22218130_2022_4_109
Sidney-Fryer Donald. The Case of the Light Fantastic Toe: The Romantic Ballet and Signor Maestro Cesare Pugni, as well as their Survival by Means of Tsarist Russia: 5 volumes. — Los Angeles, CA: Phosphoror Lantern Press, 2018.
Sorokina Irina. Genio e sregolatezza di Cesare Pugni, operaio instancabile della fabbrica di balletti // Ape musicale. 2020. 31 мая. Электронный ресурс. — URL: https://www.apemusicale.it/joomla/it/terza-pagina/9638-cesare-pugni-un-compositore-italiano-alla-corte-degli-zar. Дата обращения: 30 июня 2022.