Арфовые каденции в балетах П. И. Чайковского. Исполнительская судьба и вопросы авторства текста

Научная статья
УДК 787.5
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-83-95

Мария Анатольевна Федорова

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Москва, Россия,
masharpha@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-0994-2389

Аннотация: Статья посвящена арфовым каденциям трех балетных опусов П. И. Чайковского, а также истории их исполнений. Рассмотрение арфовых соло Чайковского невозможно без обращения к вопросам истории исполнительства на арфе, а также к тому положению, которое занимал инструмент в русской музыкальной культуре второй половины XIX века. Восприятие Чайковским этого инструмента, характерное для композиторов того времени, отличалось крайне критической оценкой. Это сформировало некий отказ от познаний выразительных и технических качеств инструмента, следствием которого явились скудные представления композиторов об арфовой специфике. Так, арфовые сольные каденции в оркестровой музыке тех лет стали наиболее уязвимыми для композиторов с точки зрения исполнительских возможностей и звуковой палитры. Каденции в балетах Чайковского не являются исключением. По этой причине появилась практика редактирования авторского текста или вовсе полной замены каденции композитора на созданные арфистами. В статье проводится сравнительный анализ каденций из всех трех балетов Чайковского, их редакций, а также специально сочиненных каденций петербургского арфиста Альберта Цабеля; формулируется комплекс исполнительских недостатков в авторском материале и выявляются позитивные стороны преобразованного.

Ключевые слова: арфа, каденция, Чайковский, балет, Цабель

Для цитирования: Федорова М. А. Арфовые каденции в балетах П. И. Чайковского. Исполнительская судьба и вопросы авторства текста // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 83–95. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-83-95

Список источников

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. — Москва: Советский композитор, 1975. — 230 с.
Избранные отрывки из классических балетов для арфы. Из репертуара В. Г. Дуловой / Сост. и общ. ред. И. П. Пашинской. — Москва: Композитор, 2004. — 52 с.
Кюи Ц. А. Избранные письма. — Л.: Музгиз, 1955. — 754 с.
Поломаренко И. А. Арфа в прошлом и настоящем. История, конструкция, сведения для композиторов, применение в оркестре. — Москва, Л.: Музгиз, 1939. — 312 с.
Тугай А. Д. Арфа в России. — СПб.: Композитор, 2007. — 152 с.
Цабель А. Г. Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре. — Лейпциг, С.-Петербург, Москва: Юлий Генрих Циммерман, 1899. — 26 с.
Шамеева Н. Х. В. Г. Дулова. Творческий портрет. В кн.: В. Г. Дулова. Искусство игры на арфе. — Москва: Нобель-Пресс, Edinburg, Lennex Corporation, 2013. — С. 227–260.
Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. Мемуары / под общ. ред. В. В. Доброхотова. — Москва: Музыка, 1967. — 239 с.
Cutler S. Performance practice of three Tchaikovsky ballet cadenzas: a discussion of the current editing practice of the Waltz of the Flowers, White Swan and Rose Adagio harp cadenzas. URL: https://www.harpsociety.org/downloads/pdf/ahj_summer2019_pp16-35.pdf (дата обращения 07.06.2023).

 

Читайте также: