Арфовые каденции в балетах П. И. Чайковского. Исполнительская судьба и вопросы авторства текста
Научная статья УДК 787.5 DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-83-95 |
Мария Анатольевна ФедороваМосковская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Москва, Россия, |
|
Аннотация: Статья посвящена арфовым каденциям трех балетных опусов П. И. Чайковского, а также истории их исполнений. Рассмотрение арфовых соло Чайковского невозможно без обращения к вопросам истории исполнительства на арфе, а также к тому положению, которое занимал инструмент в русской музыкальной культуре второй половины XIX века. Восприятие Чайковским этого инструмента, характерное для композиторов того времени, отличалось крайне критической оценкой. Это сформировало некий отказ от познаний выразительных и технических качеств инструмента, следствием которого явились скудные представления композиторов об арфовой специфике. Так, арфовые сольные каденции в оркестровой музыке тех лет стали наиболее уязвимыми для композиторов с точки зрения исполнительских возможностей и звуковой палитры. Каденции в балетах Чайковского не являются исключением. По этой причине появилась практика редактирования авторского текста или вовсе полной замены каденции композитора на созданные арфистами. В статье проводится сравнительный анализ каденций из всех трех балетов Чайковского, их редакций, а также специально сочиненных каденций петербургского арфиста Альберта Цабеля; формулируется комплекс исполнительских недостатков в авторском материале и выявляются позитивные стороны преобразованного.
Ключевые слова: арфа, каденция, Чайковский, балет, Цабель Для цитирования: Федорова М. А. Арфовые каденции в балетах П. И. Чайковского. Исполнительская судьба и вопросы авторства текста // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 83–95. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-83-95 |
|
Список источниковДулова В. Г. Искусство игры на арфе. — Москва: Советский композитор, 1975. — 230 с. |
|
|