Вклад И. А. Всеволожского в эволюцию балетного костюма эпохи академизма

Научная статья
УДК 782.91
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-66-82

Ольга Сергеевна Арно

Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия,
olgaarno@hotmail.com, https://orcid.org/0009-0007-0680-2257

Аннотация: Предметом исследования является сфера деятельности И.А. Всеволожского, связанная с балетным костюмом. Источниковую базу составили костюмы, созданные И. А. Всеволожским в конце XIX — начале XX века (1890–1904 гг.) для премьерных постановок балетов М. И. Петипа («Испытание Дамиса», «Роман бутона розы и бабочки», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»), находящиеся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, и их эскизы, хранящиеся в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке. Некоторые эскизы И. А. Всеволожского рассматриваются и публикуются впервые. По результатам исследования костюмов и их эскизов к четырем балетам Петипа сделаны выводы о значении творчества И. А. Всеволожского, его влиянии как на эволюцию балетного костюма эпохи академизма, так и на его последующее развитие в сценографии XX века, прежде всего в работах художников-мирискусников.

Ключевые слова: Всеволожский, Петипа, Ватто, балетный костюм, академизм, эклектика, мирискусники, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Испытание Дамиса», «Роман бутона розы и бабочки»

Для цитирования: Арно О. С. Вклад И. А. Всеволожского в эволюцию балетного костюма эпохи академизма // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 66–82. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-66-82

Список источников

Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. — Москва: Сов. энциклопедия, 1981. — 623 с.
Белова Ю. Гипноз Ватто: «tableaux vivants» Ивана Всеволожского // Наше наследие. — 2012. — № 102. — С. 132–141.
Блок Л. Д. Классический танец: история и современность. — Москва: Искусство, 1987. — 556 с.
Гнедич П. П. Книга жизни. Воспоминания.1855–1918. — Москва: Аграф, 2000. — 368 с.
Груцынова А. П. Нераскрывшийся «бутон»: несколько слов о последнем балете М. И. Петипа «Роман бутона розы» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2016. — № 3. — С. 64–86.
Гурова Я. Ю. Иван Александрович Всеволожский и его значение в истории русского музыкального театра: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — СПб., 2014. — 271 с.
Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века. — СПб.: Лань, 2008. — 688 с.
Кропотова К. А. Русская балетная сценография XIX века (1830-1890-е годы): специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»: диссертация на сосикание степени кандидата искусствоведения. — Москва, 2012. — 180 с.
Мариус Петипа: мемуары балетмейстера, ст. и публ. о нем / сост. А. Игнатенко. — СПб.: Союз художников, 2003. — 480 с.
Мельничук Л. Д. И. А. Всеволожский и художники «Мира искусства» // Вестник СПбГУКИ. — 2016. — № 4 (29) декабрь. — С. 136–139.
Мельничук Л. Д. И. А. Всеволожский: основные черты личностной парадигмы [Электронный ресурс]. — URL: http://e-concept.ru/2016/46173.htm (дата обращения: 20.07.2023).
Мельничук Л. Д. Из калейдоскопа театральных форм И. А. Всеволожского: жизнетворчество, понятие театральности, эскизы костюмов, драматургия [Электронный ресурс]. — URL: http://e-concept.ru/2017/170150.htm (дата обращения: 22.07.2023).
Мельничук Л. Д. Карикатура в творческом наследии И. А. Всеволожского: историко-культурный и художественный аспекты: специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — СПб., 2021. — 219 с.
Теляковский В. А. Дневники директора Императорских театров. 1901–1903. — Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2002. — 703 с.
Фокин М. М. Против течения: воспоминания балетмейстера: статьи, интервью, открытые письма / ред.-сост. и авт. вступ. ст. Ю. И. Слонимский. 5-е изд., стер. — СПб.: Лань: Планета музыки, 2019. — 520 с.
Чернова Н. Ю. А могут ли быть каноны? // Художник, сцена, экран: сб. ст. / сост. Е. Б. Ракитина. — Москва: Сов. художник. — 1975. — С. 56–60.

 

Читайте также: