Жанр фортепианного концерта в творчестве отечественных композиторов XX–XXI веков

Научная статья
УДК 786
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-103-115

Елизавета Андреевна Золотухина

Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Москва, Россия,
elizzolotuhina@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-7788-9774

Аннотация: Жанр концерта для фортепиано с оркестром отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI веков рассматривается в аспекте воплощения сакральной тематики. Анализируются сочинения А Караманова (Концерт №3 «Ave Maria», 1964), С. Губайдулиной («Introitus», 1978), А Лубченко (камерный концерт «Молитвенная песнь», 2006), И. Соколова (концерт, 2020). Делаются выводы относительно общих и индивидуальных черт произведений, их драматургии, скрытых смыслов, особенностей применения музыкально-выразительных средств. Научная новизна заключается в анализе не представленных ранее в музыковедении концертов А. Лубченко и И. Соколова.

Ключевые слова: концерт для фортепиано с оркестром, религиозная музыка, сакральная музыка, христианские образы, анализ, концепты

Для цитирования: Золотухина Е. А. Жанр фортепианного концерта в творчестве отечественных композиторов XX–XXI веков // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 103–115. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-103-115

Список источников

Холопова В. Н. Российская академическая музыка последней трети XX — начала XXI веков (жанры и стили). — Москва, 2015. — 226 с.
Стогний И. С. Коннотативные свойства музыкального текста. — Москва, 2013. — 223 с.
Холопова В. Н. София Губайдулина. Москва, 2008. 400 с.
Москвина О. А. Инструментальное творчество Софии Губайдулиной в аспекте религиозно-символической программности: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание степени канд. искусствоведения. — Н. Новгород, 2017. — 287 с.
Немкова О. В. Ave Maria: Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — Ростов-на-Дону, 2002. — 254 с.
Гераскина Д. Фактурные координаты в фортепианном концерте № 3 «Ave Maria» Алемдара Караманова. — URL: https://infourok.ru/fakturnie-koordinati-v-fortepiannom-koncerte-ave-maria-a-karamanova-2713787.html (дата обращения 24.11.22).
Польдяева Е. Апокриф или послание? (О творчестве А. Караманова) // Музыкальная Академия. — 1996. — № 2. — С. 1–16.

 

 

Читайте также: