Балет М. де Фальи «Треуголка» в сценическом оформлении П. Пикассо (1919)

Научная статья
УДК 782.91
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-57-65

Мария Владимировна Рудко

Санкт-Петербургская государственная консерватория
им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
marybelll@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-6018-6820

Аннотация: Статья посвящена описанию творческого процесса, сопровождающего рождение сценографии балета Мануэля де Фальи «Треуголка». Подробности событий, в центре которых оказываются ведущие деятели искусства первых десятилетий XX века — Пабло Пикассо, Сергей Дягилев, Леонид Мясин, Тамара Карсавина, Владимир Полунин, — освещаются в настоящей статье панорамно и развернуто. Пикассовская сценография «Треуголки», подразумевающая не только создание эскизов декораций, костюмов и занавеса, но и написание портретов артистов балетной труппы, а также разработку индивидуальных набросков грима для них, осмысливается как единое художественное целое и анализируется комплексно, в опоре на взаимодействие искусствоведческого и театроведческого аспектов.

Ключевые слова: П. Пикассо, М. де Фалья, С. Дягилев, Л. Мясин, балет, сценография, «Треуголка»

Для цитирования: Рудко М. В. Балет М. де Фальи «Треуголка» в сценическом оформлении П. Пикассо (1919) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 57–65. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-57-65

Список источников

Геташвили Н. В. Минотавры, фавны и наяды. Античность в творчестве Пабло Пикассо // Пикассо сегодня. / отв. ред. М. А. Бусев. — Москва: Прогресс-Традиция, 2016. — С. 227–271.
Крючкова В. А. Пикассо: от «Парада» до «Герники» (1917–1937). — Москва: Прогресс-Традиция, 2003. — 392 с.
Кучеренко А. Л. Испанский танец фламенко: завоевание России. Курс лекций: учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 84 с.
Портнова Т. В. Художественная сфера деятельности артистов балета и хореографов на рубеже XIX–XX вв. в искусствоведческом поле изучения. — Москва: Научный консультант, 2016. — 107 с.
Beechey J., Shone R. Picasso in London, 1919: the première of «The three-cornered hat» // The Burlington magazine. — 2006, Vol. 148, No. 1243. — P. 666–679. — URL: https://burlington.org.uk/archive/article/picasso-in-london-1919-the-premiere-of-the-three-cornered-hat (дата обращения 17.07.2023).
Melville F. Russian orientalist ballet and non-Russian national opera: from Diaghilev to Miroshni­chenko // Endless inspiration: One thousand and one nights in comparative perspective / ed. O. Elmaz. — Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2020. — P. 323–344.
Navarro A., Eguilaz Á. C. Paralelo Sur. Picasso, Lorca y Le Corbusier del ballet «flamenco» a la máquina de habitar (1919–1976) // Un ballet en el balcón de Europa: Rapansar «El sombrero de tres picos» cien años después / ed. D. G. Mesa, A. M. Moreno, I. M. Castro, E. T. Clemente. — Granada: Archivo Manuel de Falla, 2020. — P. 207–222.

 

Читайте также: