Русский музыкальный авангард начала XX века и «Нос» Д. Шостаковича

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-44-55

Александр Иванович Демченко

Саратовская государственная консерватория
имени Л. В. Собинова, Саратов, Россия,
alexdem43@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4544-4791

Аннотация: Статья посвящена опере Д. Шостаковича «Нос», которая рассматривается в контексте отечественного авангарда начала XX века. Отмечается достаточно широкий спектр художественного поиска представителей раннего авангарда в русской музыке: политональность и многосекундовая аккордика (В. Ребиков), атонализм и принципы серийной организации звукового материала (Е. Голышев, Н. Рославец), опыты четвертитоновой музыки (А. Авраамов, И. Вышнеградский, А. Лурье, М. Матюшин), предвосхищение пуантилистики и минимализма, апробация приемов шумовой, конкретной и электронной музыки (А. Лурье, Н. Обухов), конструктивно-урбанистические устремления (В. Дешевов, А. Мосолов).

Констатируется тот факт, что к этой панораме русского музыкального авангарда необходимо присоединить тех творцов искусства, творческие искания которых были не менее интенсивны, а плодотворность начинаний оказалась исключительно важной — имеется в виду интенсивность художественных исканий позднего А. Скрябина, И. Стравинского и С. Прокофьева. Не меньшей смелостью новаций отличался и ранний Д. Шостакович, самым радикальным опусом которого стала опера «Нос». В статье подробно рассматриваются основные параметры её «авангардности»: гротесковая направленность, пародийная природа, парадоксальность, эстетика абсурда, сгущенный критицизм, демонстративная нестандартность представленческого действа и экспериментальный характер инструментальной партитуры.

Ключевые слова: русская музыка, начало XX века, ранний авангард, опера Шостаковича «Нос»

Для цитирования: Демченко А. И. Русский музыкальный авангард начала XX века и «Нос» Д. Шостаковича // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 44–55. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-44-55

Список источников

  1. Томпакова О. М. Владимир Иванович Ребиков. — Москва: Музыка, 1989. — 232 с.
  2. Скрябин А. Н. — Москва: Сов. композитор, 1973. — 546 с.
  3. Шостакович Д. Собрание сочинений. Т. 18. — Москва: Музыка, 1981. — 420 с.
  4. Бретаницкая А. Л. «Нос» Д. Д. Шостаковича. — Москва, Музыка, 1983. — 180 с.
  5. Рабочий и театр. — 1929. — № 24.
  6. Шостакович Д. О времени и о себе. — Москва: Сов. композитор, 1980. — 375 с.
  7. Рабочий и театр. —1930. — № 7.
  8. Театр. — 1974. — № 2.
  9. Рабочий и театр. — 1930. — № 3.
  10. Ярустовский Б. М. Очерки по драматургии оперы ХХ века. Кн. 2. — Москва: Музыка, 1978. — 384 с.
  11. Гюго В. Собрание сочинений в 15 т. Т. 14. — Москва, ГИХЛ, 1956. — 560 с.

Читайте также: