Русский музыкальный авангард начала XX века и «Нос» Д. Шостаковича
Научная статья УДК 782 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-44-55 |
Александр Иванович ДемченкоСаратовская государственная консерватория |
|
Аннотация: Статья посвящена опере Д. Шостаковича «Нос», которая рассматривается в контексте отечественного авангарда начала XX века. Отмечается достаточно широкий спектр художественного поиска представителей раннего авангарда в русской музыке: политональность и многосекундовая аккордика (В. Ребиков), атонализм и принципы серийной организации звукового материала (Е. Голышев, Н. Рославец), опыты четвертитоновой музыки (А. Авраамов, И. Вышнеградский, А. Лурье, М. Матюшин), предвосхищение пуантилистики и минимализма, апробация приемов шумовой, конкретной и электронной музыки (А. Лурье, Н. Обухов), конструктивно-урбанистические устремления (В. Дешевов, А. Мосолов).
Констатируется тот факт, что к этой панораме русского музыкального авангарда необходимо присоединить тех творцов искусства, творческие искания которых были не менее интенсивны, а плодотворность начинаний оказалась исключительно важной — имеется в виду интенсивность художественных исканий позднего А. Скрябина, И. Стравинского и С. Прокофьева. Не меньшей смелостью новаций отличался и ранний Д. Шостакович, самым радикальным опусом которого стала опера «Нос». В статье подробно рассматриваются основные параметры её «авангардности»: гротесковая направленность, пародийная природа, парадоксальность, эстетика абсурда, сгущенный критицизм, демонстративная нестандартность представленческого действа и экспериментальный характер инструментальной партитуры. Ключевые слова: русская музыка, начало XX века, ранний авангард, опера Шостаковича «Нос» Для цитирования: Демченко А. И. Русский музыкальный авангард начала XX века и «Нос» Д. Шостаковича // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 44–55. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-44-55 |
|
Список источников
|