«Душевный тюремщик» Иоганна Непомука Нестроя и стереотипы романтического театрального искусства

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-56-69

Алексей Андреевич Власов

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
vlasovalexei2010@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-1515-4780

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных сюжетных мотивов в пародии австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя «Душевный тюремщик, или Адельхайда, преследуемая вдова» («Der gefühlvolle Kerkermeister oder Adelheid die verfolgte Wittib», 1832), созданной по балету-пантомиме «Адельхайда Французская» («Adelheid von Frankreich») Луи Анри — Чезаре Пуни.

Анализ пьесы И. Н. Нестроя позволил выявить в литературном тексте ряд сюжетных мотивов, характерных не только для балетных спектаклей первой трети XIX века, но и для целого ряда европейских опер предромантической и романтической эпохи и сделать заключение о том, что пьеса Нестроя представляет собой набор расхожих сюжетных и драматургических клише, доведенных драматургом до абсурда; в качестве объекта пародии и сатиры выступает не столько конкретный балет Анри — Пуни, сколько общий корпус музыкально-театральных текстов первой трети XIX столетия.

При рассмотрении музыкальной составляющей спектакля отмечается ее специфика и отличие от оперных пародий Нестроя — Мюллера.

Ключевые слова: И. Н. Нестрой, Ч. Пуни, А. Мюллер-старший, «Душевный тюремщик», «Адельхайда Французская», балет, пародия, опера, либретто

Для цитирования: Власов А. А. «Душевный тюремщик» Иоганна Непомука Нестроя и стереотипы романтического театрального искусства // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 56–69. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-56-69

Список источников

  1. Abbrugiati P. L’esprit de parodie dans l’aire romane (introduction) // Cahiers d’Etudes Romanes, Centre aixois d’études romanes. — 2020. — L’esprit de parodie dans l’aire romane. — Р. 7–11.
  2. Серенков Ю. С. Пародия в литературе. Опыт культурологического видения феномена // СибСкрипт. — 2023. — Т. 25. — № 4. — С. 577–586. — DOI: https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-577-586.
  3. Пилипенко Н. В. Франц Шуберт и венский музыкальный театр: специальность 17.00.02: «Музыкальное искусство»: дисс. доктора искусствоведения. — Москва, 2018. — 555 с.
  4. Mansky M. Ökonomien der Parodie am Wiener Vorstadttheater. Unterhaltungsdramatik in politischen und sozioökonomischen Krisenzeiten (1813–1830). — Hannover: Wehrhahn Verlag, 2022. — 640 S.
  5. Sommer-Mathis A., Strohm R. Das Wiener Kärntnertortheater 1728–1748: Vom Städtischen Schauspielhaus Zum Höfischen Opernbetrieb. — Wien, Hollitzer Verlag, 2023. — 728 S. — DOI: https://doi.org/10.2307/jj.2840659.
  6. Neuber W. Nestroy, Johann Nepomuk // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 19. — Berlin: Duncker & Humblot, 1999. — S. 81–83.
  7. Romani M. Amicizie, parentele, fedeltà a nord e sud delle Alpi: la rete di relazioni dell’imperatrice Adelaide: Doctoral Thesis (Storia Medievale). — Trento: Università degli studi di Trento, 2021. — 238 p. — DOI: https://dx.doi.org/10.15168/11572_305431.
  8. Портнова Т. В. Трансформация фантастического сюжета в жанровых структурах танцевального искусства от эпохи Ренессанса к романтизму // Образовательный вестник «Сознание». — 2022. — №10. — С. 4–19. — DOI: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-10-4-19.
  9. Schweikert U. «Die oper erwirbt mir die Märtirerkrone». Von der «Leonore» zum «Fidelio» — Beethovens Ringen um seine einzige Oper // Bald sind wir aber Gesang. Essays zu Oper, Musik und Literatur. — 2021. — S. 163–177. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-662-62768-6_14.
  10. Nestroy J. Der gefühlvolle Kerkermeister [Onlinefassung]: Die Johann-Nestroy-Website. — URL: https://www.nestroy.at/nestroy-stuecke/10_kerkermeister/10_3_01-10.html (дата обращения: 12.10.2024).
  11. Nolte Th. Spielformen des Komischen: Das Unterhaltungstheater des 19. Jahrhunderts in Wien und Paris. — Konstanz: Konstanz University Press, 2023. — 372 S. — DOI: doi.org/10.5771/978383539754.
  12. Brukner F., Rommel O. Johann Nestroy. Sämtliche Werke. Historisch-kritische Gesamtausgabe. Band 3. — Wien: Verlag von Anton Schroll & Co., 1925. — 598 S.
  13. Mautner F. H. Nestroy. — Heidelberg: Lothar Stiehm Verlag, 1974. — 424 S.
  14. Zumbusch D. Die Musik in den Theaterstücken Johann Nestroys // Die Welt steht auf kein Fall mehr lang: Johann Nestroy zum 200. Geburtstag. — Wien: Historisches Museum, 2001. — S. 81–94.
  15. Колесников А. Г. Обретение прошлого. К проблеме сценической реконструкции балетного наследия // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2022. — № 4. — С. 71–83. — DOI: 10.35852/2588-0144-2022-4-71-83.
  16. Ahrens H. Bis zum Lorbeer versteig ich mich nicht. Johann Nestroy, sein Leben. — Frankfurt am Main: Societäts-Verlag, 1982. — 415 S.
  17. Allgemeine Theaterzeitung und Originalblatt für Kunst, Literatur, Musik, Mode und geselliges Leben. — Wien: Verlag der k. k. Hof- und Staatsdruckerei, 1832.
  18. Der Wanderer. Ein Volksblatt. — Wien: Strauß Verlag, 1832.
  19. Basil O. Johann Nestroy in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1967. — 185 S.

Читайте также: