Ирина Самойловна Стогний
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
istogniy@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-7140-959X
|
Аннотация: Статья посвящена музыкально-хореографической трактовке библейского сюжета в балете «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса на либретто Г. Гофмансталя и Х. Кесслера, созданном в 1914 году для дягилевских сезонов. События Священного писания, представляя бесконечные возможности их интерпретации, позволяют заострить важнейшую культурологическую проблему: библейский сюжет и современность. В этой связи музыка и хореография балета привлекают внимание не только своей неординарностью: они являют собой яркий образец произведения, в котором переплелись различные тенденции времени его создания. Со стороны музыкальной драматургии это, прежде всего, заострение роли психологического начала в характеристике персонажей и раскрытии сюжета — важнейшую роль в этом процессе играет лейтмотивное письмо Р. Штрауса, а также цитаты (включая автоцитаты), аллюзии. С точки зрения внемузыкального контекста бесспорно влияние фрейдовской теории психоанализа — об этом говорит трактовка партии героини, близкая партии Саломее из одноименной оперы (патологическая влюбленность в Иосифа толкает ее на безрассудные поступки, приводя к безумию). В статье анализируется влияние поэзии Гофмансталя, очевидная связь героини с женскими образами Г. Климта, а также научное направление «Философия жизни». Образовавшийся богатый контекст представляет собой интертекст, не замкнутый чисто музыкальными рамками, а включающий мультикультурные взаимодействия. Главный вывод заключается в том, что Р. Штраус задолго до романа Т. Манна создал произведение, в котором определились характерные черты эпохи модерна такие как тяготение к мифу, Востоку, библейской тематике. Р. Штраусу принадлежит и первенство в создании жанра хореографической драмы, успешно продолженной далее С. Прокофьевым.
Ключевые слова: Р. Штраус, балет, «Легенда об Иосифе», трактовка, контекст, интертекст, Фрейд, Климт, Гофмансталь, модерн
Для цитирования: Стогний И. С. Балет Р. Штрауса «Легенда об Иосифе». Музыкальное толкование библейского сюжета // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 46–70. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-46-70 |
Список источников
Беспалова Е. «Легенда об Иосифе» — балет антрепризы Дягилева // Вопросы театра. — 2020. — № 2. — С. 252–278.
Беспалова Е. «Синий бог» — балет антрепризы Дягилева // Вопросы театра. —2018. — № 2. — С. 287–309.
Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество. — Москва: Госмузиздат, 1961. — 611 с.
Prendergast Ryan M. Stage Collaborators // Richard Strauss in Context. Cambridge University Press, 2020. — P. 59–67.
Костерева О. Феномен новаторства в «Золотом веке» «Русского балета» С. Дягилева (1909–1914 гг.) // Новый исторический вестник. — 2001. — № 5. — С. 108–116.
Стогний И. Модусы интертекстуальности в музыке // Musicus. — СПб. — 2011. — № 3–4. С. 28–33.
Стогний И., Москвина О. Симфоническая поэма: от Ф. Листа к Р. Штраусу // Ф. Лист. По прочтении гения: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (16–18 февраля 2012 г.) / РГПУ им. А. И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии; науч. ред. и сост. Г. П. Овсянкина, М. Р. Чёрная. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — С. 61–69.
Манн Т. Иосиф и его братья. Доклад // Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 9. Статьи. — Москва: Худож. лит., 1960. — С. 172–191.
Holden Raymond. In Performance // Richard Strauss in Context. Cambridge University Press, 2020. — P. 302–310.
Heisler Wayne Jr. The Ballet Collaborations of Richard Strauss. — University of Rochester Press, 2009. — 345 p.
Bryan Gilliam The Life of Richard Strauss. — Cambridge University Press, 1999. — 193 р.
Бычков Ю. По стопам Томаса Манна: вопросы музыкальной эстетики в романе «Доктор Фаустус» // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — Москва: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2008.
Власова Н. Шёнберг остался крайне недоволен «Доктором Фаустусом» Томаса Манна. — URL: https://gorky.media/context/shyonberg-ostalsya-krajne-nedovolen-doktorom-faustusom-tomasa-manna/ (дата обращения 15.08.2021 г.).
Манн Т. Фрейд и будущее. Доклад // Иностранная литература. — № 6. — 1996. — С. 195–208.
Цветков Ю. Поэтология молодого Гуго фон Гофмансталя // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Филология. — 2000. — № 1. — С. 54–68.
Королькова О. Романтическая проблематика в лирике Гуго фон Гофмансталя // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1988. — № 3. — С. 63–69.
Марек Д. Рихард Штраус: Последний романтик. — Москва: Центрполиграф, 2002. — 398 с.
Шорске К. Густав Климт: живопись и кризис либерального эго // Вена на рубеже веков. Пер. с англ. под ред. М. Рейзина. — СПб: изд-во им. Н. И. Новикова, 2001. — 512 с.
Лисовец И. Живопись Густава Климта в культуре рубежа XIX–XX вв. и начала XXI в.: секрет успеха // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. — 2015. — № 1 (137). — С. 59–66.
Haase Ingeborg and Hoffmann Dirk. Hofmannsthal // Richard Strauss in Context. — Cambridge University Press. — 2020. — Р. 39–49.
Риккерт Г. Философия жизни.1920. — Киев: Ника-Центр, Вист-СК, 1998. — С. 269–442.
Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Лань, 2001. — 496 с.
Ходнев С. Клаус Гут о своей «Саломее» в Большом театре // Газета «Коммерсантъ». — № 32 от 25.02.2021. — С. 11.
Бабалова М. «Саломея» без границ. Знаменитый режиссер Клаус Гут поставил в Большом театре оперу Рихарда Штрауса // Российская газета RGRU. — № 42(8393) от 01.03.2021.
Kennedy Michael. Richard Strauss: Man, Musician, Enigma. Cambridge University Press. — 1999. — 451 p.
|