Архетип мистерии в творчестве А. Бакши

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-83-102

Ольга Анатольевна Путечева

Кубанский медицинский институт, Краснодар, Россия,
putecheva.olga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2812-8981

Аннотация: Предметом изучения данной статьи является одно из масштабных сочинений московского композитора А. Бакши «Полифония мира», жанр которого обозначен как мистерия. В произведении отразилась точка зрения композитора на проблемы мироздания, развития культуры, искусства и роли творца. В исследовании выявляются как универсальные, архетипические основы жанра в данном произведении, так и уникальные, обусловленные особенностями мышления композитора.
Методика музыкального анализа сочинения основана на выявлении устойчивых моделей, принципов, позволяющих идентифицировать жанр в чреде его исторических трансформаций. В основу такого подхода положено изучение приемов музыкального развития, выявление связей, касающихся всего произведения и его сценической жизни. В процессе исследования рассматриваются особенности развития звуковой материи и ее пространственной организации, исходя из понятия «театр Звука».
Новизна состоит в изучении звуковой организации и ее сценического воплощения через призму архетипических основ жанра, придающих ему устойчивость и стабильность. Доказано, что в отношении образного состава и драматургии автор опирается на древнейшие истоки, связанные с мифологическим орфическим комплексом. Делается вывод о синтетической природе сочинения на основе выразительной, формообразовательной и смысловой роли музыкального материала в единстве целого. Архетип мистерии определяет устойчивые принципы жанра и вмещает многообразные трансформации.
Ключевые слова: композитор А. Бакши, мистерия, архетип, «театр Звука», полифония, миф об Орфее

Для цитирования: Путечева О. А. Архетип мистерии в творчестве А. Бакши // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 83–102. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-83-102

Список источников

Силард Лена. Герметизм и герменвтика. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2002. — 328 с.
Уилрайт Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры: Сборник. Пер. с анг, фр, нем., ис., польск. яз. / Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — Москва: Прогресс, 1990. — С. 82–109.
Алесенкова В. Н. Транссмысловые конструкции в постдраматическом театре : диссертация доктора искусствоведения. — Саратов, 2021. — 350 с.
Воеводина Л. Н. Мифология и культура: Учебное пособие. — Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 356 с.
Лопачева М. К. Орфическая аллюзия в лирике постсимволистов-эмигрантов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2017. — Т. 215. — С. 123–130.
Мандельштам О. Сочинения: в 2 т. — Москва: Худож. Литература, 1990. — Т. 2. — С. 170–171.
Селицкий А. Я. Николай Каретников. Выбор судьбы: Исследование. — Ростов-на-Дону: Книга, 1997. — 368 с.
Бакши Л. Домашний театр, или Полифония мира // Октябрь. — 2001. — № 3. — С. 164–173.
Бакши А., Дьякова Е. Музыка есть невидимый театр, где действуют интонации // Вопросы театра. — 2017. — № 1–2. — С. 99–104.
Делез Ж. Критика и клиника / Перевод с французского О. Е. Волчек и С. Л. Фокина. — СПб.: Mасhinа, 2002. — 240 с.
Гнездилова Е. В. Мифологема Орфея в античной культурной традиции // Проблемы исторической поэтики. — 2021. — Т. 19. — № 3. — С. 35–52.
Асоян А. А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике // Сибирский филологический журнал. — 2004. — № 1. — С. 4–25.
Видершпан A. A. Орфический миф в философском сознании ХХ века // Вестник омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2017. — № 1 (14). — С. 118–121.
Бакши Л. Новый музыкальный театр, или искусство контрапункта // Музыкальная академия. — 2005. — № 4. — С. 76–84.
Кузякина Т. И. Музыка и духовный мир человека // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 17. — С. 23–32.

 

 

Читайте также: