Архетип мистерии в творчестве А. Бакши
Научная статья УДК 782 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-83-102 |
Ольга Анатольевна ПутечеваКубанский медицинский институт, Краснодар, Россия, |
|
Аннотация: Предметом изучения данной статьи является одно из масштабных сочинений московского композитора А. Бакши «Полифония мира», жанр которого обозначен как мистерия. В произведении отразилась точка зрения композитора на проблемы мироздания, развития культуры, искусства и роли творца. В исследовании выявляются как универсальные, архетипические основы жанра в данном произведении, так и уникальные, обусловленные особенностями мышления композитора. Методика музыкального анализа сочинения основана на выявлении устойчивых моделей, принципов, позволяющих идентифицировать жанр в чреде его исторических трансформаций. В основу такого подхода положено изучение приемов музыкального развития, выявление связей, касающихся всего произведения и его сценической жизни. В процессе исследования рассматриваются особенности развития звуковой материи и ее пространственной организации, исходя из понятия «театр Звука». Новизна состоит в изучении звуковой организации и ее сценического воплощения через призму архетипических основ жанра, придающих ему устойчивость и стабильность. Доказано, что в отношении образного состава и драматургии автор опирается на древнейшие истоки, связанные с мифологическим орфическим комплексом. Делается вывод о синтетической природе сочинения на основе выразительной, формообразовательной и смысловой роли музыкального материала в единстве целого. Архетип мистерии определяет устойчивые принципы жанра и вмещает многообразные трансформации. Ключевые слова: композитор А. Бакши, мистерия, архетип, «театр Звука», полифония, миф об Орфее Для цитирования: Путечева О. А. Архетип мистерии в творчестве А. Бакши // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 83–102. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-83-102 |
|
Список источниковСилард Лена. Герметизм и герменвтика. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2002. — 328 с.
|
|
|