Морис Оанá (1913–1992): К 110-летию со дня рождения

Научная статья
УДК 78.071.1
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-20-34

Левон Оганесович Акопян

Государственный институт искусствознания, Москва, Россия,
levonh451@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5246-4697

Аннотация: Цель статьи — представить читателю творчество выдающегося французского композитора испанского происхождения Мориса Оанá. Его музыка пользовалась во Франции значительным признанием, его партитуры продолжают исполняться и записываться, но литература о нем небогата, в наших широтах изредка звучат главным образом произведения для гитары, составляющие далеко не самый значительный сегмент его многожанрового наследия. Между тем, обозревая французский музыкальный пейзаж второй половины XX века, мы приходим к выводу, что творчество Оана явилось одной из его самых впечатляющих, ярких, этически и эстетически привлекательных достопримечательностей. В статье даются сжатые характеристики нескольких ключевых произведений Оана; проиллюстрированные нотными примерами, они позволяют составить представление о его своеобразном стиле.

Ключевые слова: Морис Оанá, французская музыка второй половины XX века, испанская музыка, темперация по третьим частям тона, монодия, архаика, экзотика, ритуал

Для цитирования: Акопян Л. О. Морис Оана (1913–1992): К 110-летию со дня рождения // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 20–34. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-20-34

Список источников

Boulez P. Relevés d’apprenti. — Paris: Seuil. 1966. — 386 p.
Canat de Chizy E., Porcile F. Maurice Ohana. — Paris: Fayard, 2005. — 612 p.
Deliège C. Cinquante ans de Modernité musicale: de Darmstadt à IRCAM. Contribution histo­rio­graphique à une musicologie critique. — Sprimont (Belgique): Mardaga. 2003. — 1024 p.
Jameux D. Pierre Boulez / Transl. by S. Bradshaw. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1991. — 422 p.
Rae C. Maurice Ohana: Iconoclast or Individualist? // The Musical Times. — Vol. 132. — No. 1776 (February 1991). — P. 69–74.
Rae C. The Music of Maurice Ohana. — Aldershot and Burlington VT: Ashgate, 2000. — 336 p.
Rae C. Messiaen and Ohana: Parallel Preoccupations or Anxiety of Influence? // Messiaen Perspectives 2: Techniques, Influence and Reception / Ed. by Ch. Dingle and R. Fallon. — Ashgate, 2013. — P. 153–174.
Sacchi S. Des racines à la matière: l’univers sonore des oeuvres pour guitare de Maurice Ohana. Thèse de doctorat. — Université Rennes 2, 2019. — 499 p.

 

Читайте также: