«Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха: клавесин, клавикорд, орган, фортепиано

Научная статья
УДК 786
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-124-135

Наталья Михайловна Смирнова

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Саратов, Россия,
nat.m.smirnova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2964-6027

Аннотация: Статья посвящена интерпретации «Хорошо темперированного клавира» — одного из наиболее репертуарных сочинений И. С. Баха в современном учебном процессе. Предметом исследования являются влияния клавесина, клавикорда и органа на спе­цифику фортепианного письма. В качестве методологии используется комплексный подход, позволяющий делать обобщения в отношении баховской музыки, осуществлять персонификацию отдельных средств инструментальной выразительности. Выделяются педагогический и исполнительский ракурсы постановки проблемы. Привлекаются в качестве материала две прелюдии и фуги из первого тома — Cis-dur и f-moll. Аргументируются возможные предпочтения композитора в выборе необходимого инструмента. В этих целях предлагаются оригинальные методы, позволяющие оптимизировать процесс интерпретации. Подтверждается очевидная согласованность требований исполнительской практики прошлого и настоящего.

Ключевые слова: Игровая настройка, артикуляция, клавесин, клавикорд, орган, фортепиано, нотная запись, редакции

Для цитирования: Смирнова Н. М. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха: клавесин, клавикорд, орган, фортепиано // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 124–135. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-124-135

Список источников

Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. — Москва: Музыка, 1997. — 388 с.
Бузони Ф. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран: Сб. мат. Вып. 1. — Москва: Госмузиздат, 1962. — С. 142–164.
Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании. Изд. 2-е, исправл. и дополн. — Москва: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2018. — 232 с.
Калентьева Н. В. Современное клавесинное исполнительство: инструментарий, техника игры, творческие школы, исторические ориентации: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения. — Санкт-Петербург, 2020. — 35 с.
Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики: Монография. — Москва: Музыка, 1994. — 322 с.
Мильштейн Я. И. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха. — Москва: Классика-XXI, 2002. — 352 с.
Михайлов А. В. Из прелюдий к Моцарту и Киркегору // Советская музыка. — 1991. — № 12. — С. 91–95.
Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. — Санкт-Петербург: Композитор, 1998. — 268 с.
Холопова В. Н. Пассакалия c-moll И. С. Баха в нимбе евангельского сюжета // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко / Сост. А. М. Меркулов. Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 32. — Москва, 2001. — С. 64–77.
Шекалов В. А. Возрождение клавесина (Европа и Америка). — Санкт-Петербург, Наука, САГА, 2008. — 255 с.
Штейн С. Ю. Методологическая деаккумуляция знаний в искусствоведении // Вестник ­РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2019. — № 1. — С. 98–107. — DOI: 10.28995/2073-6401-2019-1-98-107

 

Читайте также: