О способах репрезентации китайского стиля в этюдах для фортепиано

Научная статья
УДК 786
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-112-123

Елена Мееровна Алкон

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
e.alkon@gnesin-academy.ru, https://orcid.org/0000-0003-4701-2378

 

 

Цинь Чуин

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
chuin.cin@gnesin-academy.ru, https://orcid.org/0009-0002-3969-6570

 

Аннотация: В центре внимания авторов — способы воплощения китайского стиля в этюдах для фортепиано. Фортепианные этюды в китайском стиле представляют собой важный опыт взаимодействия традиций китайской культуры и европейской академической музыки. Материалом для исследования стали этюды китайских и русских композиторов из сборника «Шестьдесят этюдов в китайском стиле» (редактор-составитель Доу Цин).
Выявляются и определяются основные способы репрезентации китайского стиля в фортепианных этюдах, отмечается их большой потенциал для решения актуальных проблем, существующих сегодня в музыкальном образовании. В частности, работа над этюдами в китайском стиле способна уменьшить дисбаланс между художественной и технической сторонами исполнения. Высказывается предположение о высоком техническом потенциале пентатоники, ладомелодической основы этюдов в китайском стиле. В качестве примера этнокультурной жанровой зарисовки (одного из способов репрезентации китайского стиля) анализируется этюд «Посмотрим Янгэ» Сэ Гунчена.

Ключевые слова: Этюды для фортепиано, этюды в китайском стиле, педагогика, музыкальное образование, пентатоника, пальцевая растяжка, этюд Сэ Гунчена «Посмотрим Янгэ»

Для цитирования: Алкон Е. М., Цинь Чуин. О способах репрезентации китайского стиля в этюдах для фортепиано // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 3. С. 112–123. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-3-112-123

Список источников

Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики. — Владивосток: Дальнаука, 2015. — 247 с.
Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада — континуальное и дискретное. — Владивосток: издательство Дальневосточного государственного университета, 1999. — 126 с.
Будаева Т. Б. Пекинская опера цзинцзюй: Музыка, актер и сцена китайского традиционного театра. — Москва: Нестор-история, 2018. — 244 с.
Булатова Л. Б. Смысловая палитра пианиста. Искусство воплощения. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2010. — 192 с.
Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. — Москва: Классика-XXI, 2003. — 148 с.
Малинковская А. В. Исполнительская интерпретация музыкального произведения как объект исследования: к вопросу о доказательности теоретического суждения // Музыкальное искусство и образование. 2020. — Т. 8. — № 4. — С. 9–28.
Николаева Е. В. Метод аналогий в исследовательской и педагогической деятельности музыканта на примере эпистолярного наследия Б. Л. Яворского // Музыкальное искусство и образование. — 2022. — Т. 10. — № 3. — С. 9–26.
Ху Хунвэй. Китайские этюды русского композитора (Концертные этюды соч. 52 А. Н. Черепнина): вопросы исполнения // Музыкальное образование и наука. — 2015.— № 2 (3). — С. 29–35.
Чжан Цзямин, Кром А. Е. Традиции пекинской оперы в цикле Ни Хунцзинь «Четыре фортепианных этюда цюйпай» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2021. — № 1 (59). — С. 100–108.
Чунь Шинь E. Китай // Как учат музыке за рубежом / Сост., предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. — Москва: Классика-XXI, 2009. — C. 65–74.
Чэнь Шуюнь. Фортепианное творчество китайских композиторов XX — начала XXI веков: основные стилевые направления: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2020. — 234 с.
窦青.中国风格钢琴练习曲 60 首[M].上海: 上海音乐学院出版社, 2012年2月第1版. [Доу Цин. 60 фортепианных этюдов в китайском стиле. — Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2017. — 246 c.
Dou Qing. On the Systematic Construction of Chinese Style Piano Etudes // Music Research, 2017. — No. 6. — P. 81–89.
Jackson Ph. W. The Practice of Teaching. — New York: Teachers College Press, Columbia University, 1983. — 160 p.
Yunhan Xu. An Analysis of Selected Piano Works Inspired by Peking Opera: Four Qupai Piano Etudes by Ni Hongjin and Instants D’un Opera de Pekin by Chen Qigang. DMA. — USA: School of Music and Dance of the University of Oregon, 2020. — 69 р.