betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort

Балет Р. Штрауса «Легенда об Иосифе». Музыкальное толкование библейского сюжета

Научная статья
УДК 78.04
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-46-70

Ирина Самойловна Стогний

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
istogniy@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-7140-959X

Аннотация: Статья посвящена музыкально-хореографической трактовке библейского сюжета в балете «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса на либретто Г. Гофмансталя и Х. Кесслера, созданном в 1914 году для дягилевских сезонов. События Священного писания, представляя бесконечные возможности их интерпретации, позволяют заострить важнейшую культурологическую проблему: библейский сюжет и современность. В этой связи музыка и хореография балета привлекают внимание не только своей неординарностью: они являют собой яркий образец произведения, в котором переплелись различные тенденции времени его создания. Со стороны музыкальной драматургии это, прежде всего, заострение роли психологического начала в характеристике персонажей и раскрытии сюжета — важнейшую роль в этом процессе играет лейтмотивное письмо Р. Штрауса, а также цитаты (включая автоцитаты), аллюзии. С точки зрения внемузыкального контекста бесспорно влияние фрейдовской теории психоанализа — об этом говорит трактовка партии героини, близкая партии Саломее из одноименной оперы (патологическая влюбленность в Иосифа толкает ее на безрассудные поступки, приводя к безумию). В статье анализируется влияние поэзии Гофмансталя, очевидная связь героини с женскими образами Г. Климта, а также научное направление «Философия жизни». Образовавшийся богатый контекст представляет собой интертекст, не замкнутый чисто музыкальными рамками, а включающий мультикультурные взаимодействия. Главный вывод заключается в том, что Р. Штраус задолго до романа Т. Манна создал произведение, в котором определились характерные черты эпохи модерна такие как тяготение к мифу, Востоку, библейской тематике. Р. Штраусу принадлежит и первенство в создании жанра хореографической драмы, успешно продолженной далее С. Прокофьевым.

Ключевые слова: Р. Штраус, балет, «Легенда об Иосифе», трактовка, контекст, интертекст, Фрейд, Климт, Гофмансталь, модерн

Для цитирования: Стогний И. С. Балет Р. Штрауса «Легенда об Иосифе». Музыкальное толкование библейского сюжета // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 46–70. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-46-70

Список источников

Беспалова Е. «Легенда об Иосифе» — балет антрепризы Дягилева // Вопросы театра. — 2020. — № 2. — С. 252–278.
Беспалова Е. «Синий бог» — балет антрепризы Дягилева // Вопросы театра. —2018. — № 2. — С. 287–309.
Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество. — Москва: Госмузиздат, 1961. — 611 с.
Prendergast Ryan M. Stage Collaborators // Richard Strauss in Context. Cambridge University Press, 2020. — P. 59–67.
Костерева О. Феномен новаторства в «Золотом веке» «Русского балета» С. Дягилева (1909–1914 гг.) // Новый исторический вестник. — 2001. — № 5. — С. 108–116.
Стогний И. Модусы интертекстуальности в музыке // Musicus. — СПб. — 2011. — № 3–4. С. 28–33.
Стогний И., Москвина О. Симфоническая поэма: от Ф. Листа к Р. Штраусу // Ф. Лист. По прочтении гения: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (16–18 февраля 2012 г.) / РГПУ им. А. И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии; науч. ред. и сост. Г. П. Овсянкина, М. Р. Чёрная. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — С. 61–69.
Манн Т. Иосиф и его братья. Доклад // Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 9. Статьи. — Москва: Худож. лит., 1960. — С. 172–191.
Holden Raymond. In Performance // Richard Strauss in Context. Cambridge University Press, 2020. — P. 302–310.
Heisler Wayne Jr. The Ballet Collaborations of Richard Strauss. — University of Rochester Press, 2009. — 345 p.
Bryan Gilliam The Life of Richard Strauss. — Cambridge University Press, 1999. — 193 р.
Бычков Ю. По стопам Томаса Манна: вопросы музыкальной эстетики в романе «Доктор Фаустус» // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — Москва: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2008.
Власова Н. Шёнберг остался крайне недоволен «Доктором Фаустусом» Томаса Манна. — URL: https://gorky.media/context/shyonberg-ostalsya-krajne-nedovolen-doktorom-faustusom-tomasa-manna/ (дата обращения 15.08.2021 г.).
Манн Т. Фрейд и будущее. Доклад // Иностранная литература. — № 6. — 1996. — С. 195–208.
Цветков Ю. Поэтология молодого Гуго фон Гофмансталя // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Филология. — 2000. — № 1. — С. 54–68.
Королькова О. Романтическая проблематика в лирике Гуго фон Гофмансталя // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1988. — № 3. — С. 63–69.
Марек Д. Рихард Штраус: Последний романтик. — Москва: Центрполиграф, 2002. — 398 с.
Шорске К. Густав Климт: живопись и кризис либерального эго // Вена на рубеже веков. Пер. с англ. под ред. М. Рейзина. — СПб: изд-во им. Н. И. Новикова, 2001. — 512 с.
Лисовец И. Живопись Густава Климта в культуре рубежа XIX–XX вв. и начала XXI в.: секрет успеха // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. — 2015. — № 1 (137). — С. 59–66.
Haase Ingeborg and Hoffmann Dirk. Hofmannsthal // Richard Strauss in Context. — Cambridge University Press. — 2020. — Р. 39–49.
Риккерт Г. Философия жизни.1920. — Киев: Ника-Центр, Вист-СК, 1998. — С. 269–442.
Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Лань, 2001. — 496 с.
Ходнев С. Клаус Гут о своей «Саломее» в Большом театре // Газета «Коммерсантъ». — № 32 от 25.02.2021. — С. 11.
Бабалова М. «Саломея» без границ. Знаменитый режиссер Клаус Гут поставил в Большом театре оперу Рихарда Штрауса // Российская газета RGRU. — № 42(8393) от 01.03.2021.
Kennedy Michael. Richard Strauss: Man, Musician, Enigma. Cambridge University Press. — 1999. — 451 p.

 

 

Вам может также понравиться...

betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort