Рахманинов: аспекты пианистического воплощения концепции

Научная статья
УДК 786
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-94-114

Сергей Яковлевич Вартанов

Саратовская государственная консерватория
имени Л. В. Собинова, Саратов, Россия,
varser@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4936-7132

Аннотация: Статья посвящена фундаментальной проблеме построения теории исполнительской интерпретации на основе понятия концепции, выдвинутого С. В. Рахманиновым. В двух его статьях-интервью «Моя Прелюдия cis-moll» и «Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры», написанных в жанре мастер-класса пианиста-педагога, Рахманинов ставит понятие концепции во главу угла интерпретации и трактует его как имманентную скрытую программу, позволяющую исполнителю охватить систему отношений в тексте сочинения, его внутренние и внешние связи. Сравнение двух Прелюдий, ор. 3 № 2 сis-moll и ор. 23 № 7 с-moll, позволяет проникнуть в творческую лабораторию Рахманинова и проследить взаимообусловленность концепций и средств их пианистического воплощения. Прелюдии создавались параллельно концертам Рахманинова: Первому (ор. 1, 1891, первая редакция) и Второму (ор. 18, 2001). Десятилетие, разделяющее эти опусы, было ознаменовано жизненными кризисами и победами Рахманинова, которые вывели его творчество композитора и пианиста на новый уровень мастерства.

Ключевые слова: Рахманинов, понятие концепции, имманентная скрытая программа, интертекстуальные связи, мотивно-пластические знаки

Для цитирования: Вартанов С. Я. Рахманинов: аспекты пианистического воплощения концепции // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 94–114. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-94-114

Список источников

  1. Рахманинов С. В. Моя прелюдия cis-moll // Рахманинов С. В. Литературное наследие в 3-х т. — Т. 1. — Москва: Советский композитор, 1978. — С. 62–65.
  2. Рахманинов С. В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. — Т. 3. — Москва: Советский композитор, 1980. — С. 232–240.
  3. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания / предисл., примеч. и пер. с нем. Г. Когана // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1 / сост. и ред. пер. Г. Я. Эдельмана. — Москва: Музгиз, 1962. — С. 141–175.
  4. Асафьев Б. Книга о Стравинском. — Л.: Музыка, 1977. — 276 с.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — Москва: Музгиз, 1958. — 319 с.
  6. Метнер Н. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. — Т. 2. — С. 357–362.
  7. Асафьев Б. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. — Т. 2. — С. 384–413.
  8. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. — Т. 3. — Москва: Советский композитор, 1980. — С. 121.
  9. Рахманинов С. В. Новое в пианизме // Рахманинов С. В. Литературное наследие в 3-х т. — Т. 1. — Москва: Советский композитор, 1978. — С. 83–89.
  10. Жуковская Е. Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. Т. 1. С. 255–350.
  11. Хитрук А. Одиннадцать взглядов на искусство фортепианной игры. — Москва: Классика-XXI, 2007. — 320 c.
  12. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. — Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. — 248 с.
  13. Асафьев Б. Избранные труды: в 5 т. — Москва: Изд. АН СССР, 1954. — Т. 2. — 384 с.
  14. Курт Э. Тонпсихология и музыкальная психология // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. — Москва: МГК имени П. И. Чайковского, 2001. — 356 с.
  15. Мильштейн Я. Ф. Лист. В 2 т. Изд. 2-е. — Москва: Музыка, 1970–1971. — Т. 2. — 157 с.
  16. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники / пер. с фр. О. Пичугина. — Москва: Классика-ХХI, 2002. — 480 с.
  17. Вартанов С. Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова. — Москва: Композитор, 2013. — 584 с.
  18. Кандинский А. Проблема судьбы и автобиографичность в искусстве С. В. Рахманинова // Как исполнять Рахманинова. — Москва: Классика-XXI, 2007. — 164 с.
  19. Bertensson S., Leyda J. Sergei Rachmaninoff: A Lifetime in Music. — New York: New York University Press, 1956. — 464 p.
  20. Брянцева В. С. В. Рахманинов. — Москва: Сов. композитор, 1976. — 648 с.
  21. Гофман И. Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. — Т. 2.

Вам может также понравиться...