Народные песни как источник тематизма «Русской увертюры» С. С. Прокофьева
![]() |
Научная статья УДК 785.1 DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-48-62 |
![]() |
![]() Дария Константиновна ДолговаСанкт-Петербургская государственная консерватория |
|
Аннотация: «Русская увертюра» открывает линию творчества С. С. Прокофьева, связанную с обращением к подлинному русскому музыкальному фольклору. Установлены песенные источники, послужившие основой тематизма произведения. Ими оказались два образца из репертуара Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого, готовящиеся к печати в период написания и премьеры увертюры. Оба напева относятся к свадебной традиции западнорусской территории и имеют близкое композиционное строение. Рассмотрены характерные черты использования аутентичных мелодий в контексте традиции жанра увертюры на народные темы. Сравнив особенности строения подобных сочинений у предшественников Прокофьева, становится очевидным, что автор «Русской увертюры» выбрал свой путь. Вместо сонатной формы со вступлением он обращается к рондо-сонате с центральным эпизодом. В процессе сопоставления музыкального текста увертюры и исконных напевов выявлены параметры, которые композитор системно подвергает изменениям. Наиболее варьируемыми оказываются композиционные и ритмические показатели, в то время как ладовые и звуковысотные преобразования народных мелодий сводятся к минимуму.
Ключевые слова: Сергей Прокофьев, увертюра, цитирование народных напевов, композитор, фольклор, симфоническая музыка, русская композиторская школа Для цитирования: Долгова Д. К. Народные песни как источник тематизма «Русской увертюры» С. С. Прокофьева // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 48–62. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-48-62 |
|
Список источников |
- Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — Москва: Советский композитор, 1973. — 713 с.
- Прокофьев С. С. Дневник. 1907–1933: в 3 т. — Москва: Классика -XXI, 2017. — Т. 2: 1916–1925. — 552 с.
- Прокофьев С. С. Дневник. 1907–1933: в 3 т. — Москва: Классика-XXI, 2017. — Т. 1: 1907–1915. — 576 с.
- Сорокер Я. Л. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. — Москва: Советский композитор, 1973. — 104 с.
- Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / Сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко. — Москва: Советский композитор, 1977. — 598 с.
- Прокофьев С. С. Дневник. 1907–1933: в 3 т. — Москва: Классика-XXI, 2017. — Т. 3: 1926–1933. — 632 с.
- Кондаков И. В., Брусиловская Л. Б. С. Прокофьев vs Д. Шостакович: сравнительный опыт творческого выживания // Вестник РХГА. — 2021. — Т. 22. — Вып. 2. — С. 334–350. DOI: https://doi.org/10.25991/VRHGA.2021.22.2.034
- Morrison S. The people’s artist: Prokfiev’s Soviet years. — New York: Oxford university press, 2008. — 491 p.
- Kravetz N. S. Prokofiev and E. Senkar. The First Performance of the Russian Overture op. 72 in Israel in 1938 // Israel Studies in Musicology Online. — 2006. — № 1. — URL: https://publikationen.ub.uni-frankfurt.de/frontdoor/index/index/year/2009/docId/10639 (дата обращения: 20.03.2025).
- Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. — Москва: Музыка, 1974. — 560 с.
- Хор имени Пятницкого: 20 русских народных песен / записи Вл. Захарова; ред. текстов и примеч. П. М. Казьмина. — Москва: Музыка, 1936. — 72 с.
- Горячих В. В. М. И. Глинка и идея русской симфонии // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. — 2020. — № 6. — С. 148 –163.