betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort

Народные песни как источник тематизма «Русской увертюры» С. С. Прокофьева

Научная статья
УДК 785.1
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-48-62

Дария Константиновна Долгова

Санкт-Петербургская государственная консерватория
имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
barkazuhina@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-7526-4707

Аннотация: «Русская увертюра» открывает линию творчества С. С. Прокофьева, связанную с обращением к подлинному русскому музыкальному фольклору. Установлены песенные источники, послужившие основой тематизма произведения. Ими оказались два образца из репертуара Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого, готовящиеся к печати в период написания и премьеры увертюры. Оба напева относятся к свадебной традиции западнорусской территории и имеют близкое композиционное строение. Рассмотрены характерные черты использования аутентичных мелодий в контексте традиции жанра увертюры на народные темы. Сравнив особенности строения подобных сочинений у предшественников Прокофьева, становится очевидным, что автор «Русской увертюры» выбрал свой путь. Вместо сонатной формы со вступлением он обращается к рондо-сонате с центральным эпизодом. В процессе сопоставления музыкального текста увертюры и исконных напевов выявлены параметры, которые композитор системно подвергает изменениям. Наиболее варьируемыми оказываются композиционные и ритмические показатели, в то время как ладовые и звуковысотные преобразования народных мелодий сводятся к минимуму.

Ключевые слова: Сергей Прокофьев, увертюра, цитирование народных напевов, композитор, фольклор, симфоническая музыка, русская композиторская школа

Для цитирования: Долгова Д. К. Народные песни как источник тематизма «Русской увертюры» С. С. Прокофьева // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 48–62. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-48-62

Список источников

  1. Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — Москва: Советский композитор, 1973. — 713 с.
  2. Прокофьев С. С. Дневник. 1907–1933: в 3 т. — Москва: Классика -XXI, 2017. — Т. 2: 1916–1925. — 552 с.
  3. Прокофьев С. С. Дневник. 1907–1933: в 3 т. — Москва: Классика-XXI, 2017. — Т. 1: 1907–1915. — 576 с.
  4. Сорокер Я. Л. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. — Москва: Советский композитор, 1973. — 104 с.
  5. Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / Сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко. — Москва: Советский композитор, 1977. — 598 с.
  6. Прокофьев С. С. Дневник. 1907–1933: в 3 т. — Москва: Классика-XXI, 2017. — Т. 3: 1926–1933. — 632 с.
  7. Кондаков И. В., Брусиловская Л. Б. С. Прокофьев vs Д. Шостакович: сравнительный опыт творческого выживания // Вестник РХГА. — 2021. — Т. 22. — Вып. 2. — С. 334–350. DOI: https://doi.org/10.25991/VRHGA.2021.22.2.034
  8. Morrison S. The people’s artist: Prokfiev’s Soviet years. — New York: Oxford university press, 2008. — 491 p.
  9. Kravetz N. S. Prokofiev and E. Senkar. The First Performance of the Russian Overture op. 72 in Israel in 1938 // Israel Studies in Musicology Online. — 2006. — № 1. — URL: https://publikationen.ub.uni-frankfurt.de/frontdoor/index/index/year/2009/docId/10639 (дата обращения: 20.03.2025).
  10. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. — Москва: Музыка, 1974. — 560 с.
  11. Хор имени Пятницкого: 20 русских народных песен / записи Вл. Захарова; ред. текстов и примеч. П. М. Казьмина. — Москва: Музыка, 1936. — 72 с.
  12. Горячих В. В. М. И. Глинка и идея русской симфонии // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. — 2020. — № 6. — С. 148 –163.

Вам может также понравиться...

betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort