О систематизации сценических топосов

Материалы круглого стола по конференции
«Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника»

(18–20 апреля 2023 г., РАМ имени Гнесиных)

Материалы конференции
УДК 781
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-133-140

Нина Владимировна Пилипенко

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
n_pilipenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5307-7197

Аннотация: Исследование музыкальной топики, в том числе в опере и других музыкально-театральных жанрах, представляется одним из востребованных и перспективных направлений. В статье рассматривается современное состояние проблемы, связанной с изу­чением и систематизацией сценических топосов. Проанализированы существующие подходы в описании устойчивых комплексов такого рода, отмечена многоуровневость оперной топики и намечены возможные пути систематизации.

Ключевые слова: опера, сценические топосы, музыкальные топосы, изучение, систематизация

Для цитирования: Пилипенко Н. В. О систематизации сценических топосов // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 133–140. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-133-140

Список источников

Ratner L. G. Classic Music: Expression, Form, and Style. — New York: Schirmer Books, 1980. — 475 p.
Allanbrook W. J. Rhythmic Gesture in Mozart: Le nozze di Figaro and Don Giovanni. — Chicago: University of Chicago Press, 1983. — 408 p.
Agawu K. Playing with Signs. A Semiotoc Interpretation of Classic Music. — Princeton: Princeton University Press, 1991. — 154 p.
Hatten R. S. Musical Meaning in Beethoven: Markedness, Correlation, and Interpretation. — Bloomington: Indiana University Press, 1994. — 349 p.
Powers H. Reading Mozart’s Music: Text and Topic, Syntax and Sense // Current Musicology. — 1995. — No. 57. — P. 5–44.
Hatten R. S. Interpreting Musical Gestures, Topics, and Tropes: Mozart, Beethoven, Schubert. — Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 2004. — 358 p.
Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. — Москва: Композитор, 2007. — Ч. III: Поэтика и стилистика. — 376 c.
Susidko I. P. Topoi and Narratives in Classical Instrumental Music: Ideen and il filo in Mozart’s Clavier Sonata KV 311/284c // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. — 2022. — No. 2. — P. 123–133. — DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.123-133. — EDN TFKOIC.
Agawu K. Music as Discourse: Semiotic Adventures in Romantic Music. — New York: Oxford University Press, 2009. — 336 p.
Dickensheets J. The Topical Vocabulary of the Nineteenth Century // Journal of Musicological Research. — 2012. — No. 31. — P. 97–137. — DOI: 10.1080/01411896.2012.682887
Seskir S. Musical Topoi in Brahms’s 7 Fantasien, Op. 116 // Journal of Musicological Research. — 2020. — Vol. 39, Issue 2–3. — C. 99–121. — DOI: 10.1080/01411896.2020.1754731
Hammond J. A Lyrebird in Paris: The Pastoral Topos and the Ecocentric Viewpoint in Contemporary Music Composition // Proceedings of the International Conference on Music Semiotics: In memory of Raymond Monelle / ed. by N. Panos et al. — Edinburgh: University of Edinburgh, 2013. — P. 292–301.
Köksal F. A Topical Approach to Contemporary European Art Music // Proceedings of the International Conference on Music Semiotics: In memory of Raymond Monelle / ed. by N. Panos et al. — Edinburgh: University of Edinburgh, 2013. — P. 266–274.
Цареградская Т. В. Топосы и музыкальный нарратив: Д. Шостакович. Прелюдия op. 34 № 7 // Современные проблемы музыкознания. — 2019. — № 2. — С. 13–28. — DOI: 10.56620/2587-9731-2019-2-013-028. — EDN PWNFEQ.
Цареградская Т. В. Композиторы XXI века и их меланхолии. Заметки к теме // Музыкальная академия. — 2021. — № 4 (776). — С. 52–58. — DOI: 10.34690/200. — EDN KYDOZA.
Козовчинская Е. А. К проблеме понятия «топос» в музыкознании (на примере оперы А. Холминова «Анна Снегина») // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2022. — № 5. — С. 1–9. — DOI: 10.7256/2453-613X.2022.5.38822. — EDN: BBPASH.
Caplin W. E. On the Relation of Musical Topoi to Formal Function’ // Eighteenth-Century Music. — 2005. — 2/1. — P. 113–124. — DOI: 10.1017/S1478570605000278
Mirka D. Introduction // The Oxford Handbook of Topic Theory / ed. by Danuta Mirka. — New York: Oxford University Press, 2014. — P. 279–300. — DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199841578.013.002
McClelland C. Ombra and Tempesta // The Oxford Handbook of Topic Theory / ed. by Danuta Mirka. — New York: Oxford University Press, 2014. — P. 279–300. — DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199841578.013.0011
Burton D. Stormy Weather: Issues of Form, Deformation, and Continuity in Operatic Storm Scenes // Singing in Signs / ed. by G. J. Decker, M. R. Shaftel. — New York: Oxford University Press, 2020. — P. 265–288. — DOI: 10.1093/oso/9780190620622.003.0010
Ringer A. L. The Chasse as a Musical Topic in the 18th Century // Journal of the American Musicological Society. — 1953. — Vol. 6. — No. 2. — P. 148–159. — DOI: 10.2307/829795
Die “Couleur locale” in der Oper des 19. Jahrhunderts / hg. v. Heinz Becker. — Regensburg: Bosse, 1976. — 403 S.
Abert A. A. Räuber und Räubermilieu in der Oper des 19. Jahrhunderts // Die “Couleur locale” in der Oper des 19. Jahrhunderts / hg. v. Heinz Becker. — Regensburg: Bosse, 1976. — S. 121–130.
Busch G. Die Unwetterszene in der romantischen Oper // Die “Couleur locale” in der Oper des 19. Jahrhunderts / hg. v. Heinz Becker. — Regensburg: Bosse, 1976. — S. 161–212.
Zimmermann C. Die Geisterdarstellung // Die “Couleur locale” in der Oper des 19. Jahrhunderts / hg. v. Heinz Becker. — Regensburg: Bosse, 1976. — S. 213‑278.
Altenburg D. Musik im Sprechtheater. Szenentypen und musikalische Gestaltungsprinzipien in Schauspielen um 1800 // Oper im Aufbruch. Gattungskonzepte des deutschsprachigen Musiktheaters um 1800 / hg. v. Marcus Chr. Lippe. — Kassel: Bosse, 2007. — S. 183–205.
Döhring S. Das “gestörte Fest” in Verdis Opern. Wandlungen eines musikdramatischen Topos // In: Musikwissenschaft im deutsch-italienischen Dialog. Friedrich Lippmann zum 75. Geburtstag / hg. v. Markus Engelhardt u. Wolfgang Witzenmann. — Kassel etc.: Bärenreiter, 2010. — (Analecta musicologica, Bd. 46). — S. 272–286.
Monelle R. The Sense of Music: Semiotic Essays. — Princeton: Princeton University Press, 2000. — 336 p.
Easley D. B. Verdi’s Dramatic Use of Tonality, Topics, and Recurring Themes // Singing in Signs / ed. by G. J. Decker, M. R. Shaftel. — New York: Oxford University Press, 2020. — P. 193–226. — DOI: 10.1093/oso/9780190620622.003.0008
Кириллина Л. В. Топосы и символы в поэтике Римского-Корсакова // Научный вестник Московской консерватории. — 2015. — Вып. 4. — Т. 6. — С. 108–139. — DOI: 10.26176/mosconsv.2015.23.4.05
Brover-Lubovsky B. Giuseppe Sarti and the Topos of the Tragic in Russian Music // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2019. — No. 9 (1). — С. 4–29. — DOI: 10.21638/spbu15.2019.101
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — Москва: Аспект Пресс, 1999. — 334 с.
Пилипенко Н. В. Топос сражения в европейской опере конца XVIII — начала XIX века: батальные сцены и военные фанфары // Старинная музыка. — 2017. — № 3. — С. 9–17.
Пилипенко Н. В. Сцены восхваления в австро-немецкой опере первой трети XIX века: между триумфом и пасторалью // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам III Международной научной конференции, 23–25 октября 2017 г. — Москва: РАМ им. Гнесиных, 2019. — С. 56–68.
Monelle R. The Musical Topic: Hunt, Military, and Pastoral. — Bloomington: Indiana University Press, 2006. — 304 p.
Коробова А. Г. Музыкальная топика как объект жанрового исследования // Музыкальная академия. — 2005. — № 3 (694). — С. 135–143.

 

Читайте также: