Нарратив и нарративность в «Лирической сюите» Альбана Берга

Научная статья
УДК 78.04
DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-39-55

Юлия Сергеевна Векслер

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия,
wechsler@mts-nn.ru, https://orcid 0000-0002-2965-9285

Аннотация: Статья посвящена «Лирической сюите» Альбана Берга, которая уже полвека является объектом герменевтического анализа как классический образец инструментальной музыки со скрытой программой. «Нарративный поворот» в музыковедении последних лет вызвал к жизни другую интерпретацию этого сочинения, нацеленную на выявление в нем принципов нарративности. Это и становится задачей настоящей статьи.
Накопленный к настоящему времени арсенал источников позволяет трактовать Сюиту как систему субтекстов, не только музыкальных, но и вербальных. Нарративная структура включает в себя автора (он же герой), персонажей, сюжет, несколько явных и скрытых адресатов, события, происходящие в определенном месте и в определенное время, отчетливо выраженную точку зрения автора, которая раскрывается посредством цитирования трех сочинений о любви: «Лирической симфонии» А. Цемлинского, «Тристана и Изольды» Р. Вагнера и «De profundis clamavi» Ш. Бодлера. История любви, не имеющая счастливого конца, развертывается в нескольких планах: реальном, мистическом и мифологическом.
Расширяя понятие нарративности, можно указать и на иные нарративные свойства Сюиты эстетического и композиционно-технического рода: романтический нарратив, связанный с взаимоотношением слова и музыки; нарратив кино, отсылающий к современности; нарратив додекафонии как индивидуальная трактовка шенберговского метода композиции посредством 12 тонов.

Ключевые слова: нарратив, скрытая программа, Альбан Берг, цитирование, слово и музыка, кино, додекафония

Для цитирования: Векслер Ю. С. Нарратив и нарративность в «Лирической сюите» Альбана Берга // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 39–55. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-39-55

Список источников

Jost-Rösch N. Im Spannungsfeld von Musik, Erzählung, Biographie und Fiktion. Erzählinstanzen in Alban Bergs «Lyrischer Suite» // Musik und Narration. Philosophische und musikästhetische Perspektiven / hrsg. von F. Döhl und D. M. Feige. — Bielefeld: transcript Verlag, 2015. — P. 291–320.
Jost-Rösch N. Alban Berg: Lyric Suite (1925/1926) // Handbook of Autobiography / Autofiction / Ed. by M. Wagner-Egelhaaf. — Boston; Berlin: De Gruyter, 2019. — P. 1688–1702.
Katschthaler K. Latente Theatralität und Offenheit: zum Verhältnis von Text, Musik und Szene in Werken von Alban Berg, Franz Schubert und György Kurtág. — Frankfurt, M. usw.: Lang, 2012. — 229 S.
Adorno Th.W. Musikalische Schriften V. — Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1984.— 841 S.
Floros C. Alban Berg und Hanna Fuchs: Briefe und Studien. Erstveröffentlichungen // Österreichische Musikzeitschrift spezial. — Wien, 1995. — 88 S.
Simms B. R.; Erwin Ch. Berg. — New York: Oxford University Press, 2021. — 514 p. — DOI: 10.1093/ oso/ 9780190931445/ 001.0001
«Immer wieder werden mich thätige Geister verlocken»: Alma Mahler-Werfels Briefe an Alban Berg und seine Frau / hrsg. von M. Steiger. —Wien: Seifert, 2008. — 672 S.
Briefwechsel Alban Berg — Helene Berg. Gesamtausgabe / hrsg. von H. Knaus und Th. Leibnitz. Bd. 3. 1920–1935. — Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag. 2016. — 763 S.
Adorno Th.W. Berg A. Briefwechsel 1925–1935 / hrsg. von Henri Lonitz. — Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1997. — 384 S.
Morgenstern S. Alban Berg und seine Idole. Erinnerungen und Briefe. — Lüneburg: zu KLampen, 1995. — 408 S.
Utz Ch. Zur Poetik und Interpretation des offenen Schlusses. Inszenierungen raum-zeitlicher Entgrenzung in der Musik der Moderne // Die Musikforschung. — 2020. — Bd. 73. — № 4. — S. 324–354. — DOI: https://doi.org/10.52412/mf.2020.H4.3
Боруруева Н. Автофикция в «литературе пограничья»: автобиографические мотивы в романах Малики Мокеддем // Известия ЮФУ. Филологические науки. — 2014. — С. 35–42.
Alban Berg. Lyric suite: the secret vocal part. Ed. by George Perle. — New York: Universal Edition, 1999. — 27 p.
Scott C. «Ich löse mich in Tönen…»: zur Intermedialität bei Stefan George und der Zweiten Wiener Schule. — Berlin: Frank & Timme, 2007. — 164 S.
Danuser H. Nahe Ferne: Aufgehobene Dichtung in moderner Musik // Stimme und Wort in der Musik des 20. Jahrhunderts / hrsg. von H. Krones. — Wien: Böhlau, 2001. — S. 27–44.
Alexander Zemlinsky. Briefwechsel mit Arnold Schönberg, Anton Webern, Alban Berg und Franz Schrecker / hrsg. von H. Weber. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1995. — 403 S.
Briefwechsel Arnold Schönberg — Alban Berg/ hrsg. von Brand, Juliane; Hailey, Christopher; Meyer, Andreas. — Mainz u.a.: Schott, 2007. — Bd. II. — 655 S.
Berg A. Neun Blätter zur Lyrischen Suite für Streichquartett // Glaube, Hoffnung und Liebe: Schriften zur Musik / hrsg. von F. Schneider. — Leipzig: Reclam, 1981. — S. 236–254.
Klein M. L. Musical Story // M. L. Klein, N. Reyland (Ed.). Music and Narrative since 1900. — Bloomington: Indiana University Press, 2013. — P. 3–28.
Стогний И. Тональная драматургия: нарратологический аспект // Термины, понятия и категории в музыковедении. IV Международный конгресс Общества теории музыки. Казань, 2–5 октября 2019 года. Материалы конгресса. — Казань: Казанская государственная консерватория, 2021. — С. 462–474. — DOI: 10.48201/9785854012843_462
Москвина О. Принципы нарративности в симфонических сочинениях Р. Штрауса: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — Москва, 2013. — 242 с.
Perle G. The Secret Programme of the Lyric Suite // Musical Times 1977. Vol. 118. — P. 629–632, 709–713, 809–813.
Жисупова Ж., Ценова В. Драма сердца и 12 звуков: О Лирической сюите Альбана Берга. — М: Московская консерватория, 1998. — 192 с.
Векслер Ю. О композиционном процессе Альбана Берга. Монография. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородской гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2017. — 153 c.
Adorno Th.W. Die Musikalischen Monographien. — Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1971. — 521 S.
Векслер Ю. Тристановский топос в творчестве Альбана Берга // Современные проблемы музыкознания. — 2017. — № 2. — С. 76–98.
Власова Н. Александр Цемлинский. Жизнь и творчество: монография. — Москва: Московская консерватория, 2014. — 416 с.
Green D. M. Berg’s De Profundis: The Finale of the Lyric Suite // The International Alban Berg Society. — 1977. — P. 13–23.
Векслер Ю. Альбан Берг о технике музыкального сочинения: pro mundo-pro domo // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора: Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / сост. Л. Л. Гервер. — Москва: РАМ им. Гнесиных, 2016. — С. 158–170.
Katschthaler K. Zwischen Atmosphäre und Narration: Zum Verhältnis von Musik, Sprache und Literatur im 20. und 21. Jahrhundert. — Bielefeld: transcript Verlag, 2022. — 268 S.

 

Читайте также: