Научная статья
УДК 37.01:78.01
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-115-125
Елена Васильевна Зеленкова
Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, Казань, Россия,
zelenkova_e@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-0524-3268
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы изучения феномена региональных фортепианных школ, связанные с традициями отечественного музыкального искусства и профессионального образования пианистов. Анализируя вклад выдающихся музыкантов-педагогов в развитие исполнительского и педагогического мастерства, подчеркивается значение творческих принципов формирования личности музыканта-педагога, направленных на достижение высокохудожественного результата обучения. Раскрываются основополагающие подходы к изучению динамичных процессов становления и развития фортепианных школ в различных регионах России. Представлены определения понятия «школа», объединяющиеся вокруг основной идеи — специфики исполнительско-педагогического опыта Мастера, создающего уникальную фортепианную традицию, которая становится основой для дальнейшего развития творческой деятельности учеников и единомышленников. Подчеркивается специфика становления и функционирования региональных фортепианных школ, связанная как с развитием традиций отечественного музыкального искусства, так и с уникальностью национальных особенностей культурных традиций регионов России.
Для цитирования:Зеленкова Е. В. Изучение феномена региональных фортепианных школ: к постановке проблемы // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 3. С. 115–125. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-115-125
Список источников
Виноградова Е. С. Фортепианная школа С. С. Бендицкого: генезис, типологические характеристики, развитие: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Саратов, 2017. — 28 с. — URL: https://www.dissercat.com/content/fortepiannaya-shkola-ss-benditskogo-genezis-tipologicheskie-kharakteristiki-razvitie (дата обращения: 27.06.2024).
Малинковская А. В. Исполнительско-педагогическая школа как явление музыкальной культуры и образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2013. — № 1. — С. 94–103.
Бородин А. Б. О структуре понятия «фортепианная школа» // Вестник Башкирского университета. — 2007. — № 1. — С. 207–210.
Русанова Т. М. Истоки и традиции гнесинской фортепианной школы // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2021. — № 2 (37). — С. 99–112.
Варламов Д. И. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве / Д. И. Варламов, Е. С. Виноградова // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11 (часть 7). — С. 1407–1411.
Бородин Б. Б. К вопросу о терминологических проблемах истории и теории исполнительского искусства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 36. — С. 127–133.
Чинаев В. П. Традиции русской исполнительской школы: лекция. — URL: http:// www.culture.ru/movies/38/traditsii-russkoy-ispolnitelskoy-shkoli (дата обращения: 27.06.2024).
Меркулов А. М. Русская фортепианно-исполнительская школа или школы? // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории / ред.-сост. Б. Б. Бородин. — Вып. 8. Актуальные проблемы теории и истории исполнительского искусства. — Екатеринбург: УГК, 2014. — С. 157–181.
Торопова А. В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Москва, 2009. — 58 с. — URL: https://www.dissercat.com/content/fenomen-muzykalnogo-soznaniya-metodologiya-issledovaniya-i-razvitie (дата обращения: 27.06.2024).