Нина Владимировна Пилипенко
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
n_pilipenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5307-7197
|
Аннотация: Цель представленной статьи — сравнение либретто трех опер: «Золушки» Николо Изуара, «Агатины» Стефано Павези и «Золушки» Джоаккино Россини. В зарубежной литературе (на русском языке такого рода исследований нет) принято больше внимания обращать на соотношение россиниевского опуса со второй из названных опер, в то время как первая обычно только упоминается — как предшественница обоих сочинений и один из источников либретто. Действительно, автор текста россиниевской «Золушки» Я. Ферретти, скорее всего, черпал идеи именно из «Агатины». Однако это нисколько не умаляет той роли, которую «Золушка» Изуара сыграла в появлении своей итальянской тезки. В статье впервые проведено детальное сравнение либретто трех опер. Это позволяет глубже понять связи между ними, а также выявить отличия, обусловленные как разницей во французской и итальянской традициях, так и индивидуальностью авторов либретто и музыки.
Ключевые слова: «Золушка», «Золушка, или Торжество добродетели», «Агатина, или Вознагражденная добродетель», Николо Изуар, Стефано Павези, Джоаккино Россини, опера, либретто
Для цитирования: Пилипенко Н. В. Две «Золушки» и «Агатина»: структура сюжета и композиция в операх Н. Изуара, С. Павези и Дж. Россини // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 56–69. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-56-69 |
Список источников
Wunderlich W. Cenerentola Rises from the Ashes. From Fairy-Tale Heroine to Opera Figure // Characters in Fictional Worlds: Understanding Imaginary Beings in Literature, Film, and Other Media / ed. by Jens Eder, Fotis Jannidis, Ralf Schneider. — Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2010. — P. 542–567.
Hagberg K. A. Steibelt, Daniel (Gottlieb) // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by Stanley Sadie: in four volumes. — London; New York: Macmillan Reference Limited, 1997. — Vol. 4. — P. 534–535.
Берлова М. С. «Золушка» Николо Изуара и Шарля Этьенна: спектакль-предвестник шведского романтизма // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2020. — № 3. — С. 8–21. — DOI: 10.35852/2588-0144-2020-3-8-21
Fend M. Cendrillon (i) // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by Stanley Sadie: in four volumes. — London; New York: Macmillan Reference Limited, 1997. — Vol. 1. — P. 797.
Ballola G. C. Pavesi, Stefano // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by Stanley Sadie: in four volumes. — London; New York: Macmillan Reference Limited, 1997. — Vol. 3. — P. 922–923.
Fabbri P. Da Agatina ad Angelina: “Cendrillon” tra Pavesi e Rossini // Studien zur Musikwissenschaft. — 2002. — 49. Bd., Festschrift Leopold M. Kantner zum 70. Geburtstag. — S. 107–114.
Osborne R. Cenerentola, La // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by Stanley Sadie: in four volumes. — London; New York: Macmillan Reference Limited, 1997. — Vol. 1. — P. 799–801.
Senici E. G. Music in the Present Tense. Rossini’s Italian Operas in Their Time. — Chicago, IL: University of Chicago Press, 2019. — 358 p. — DOI: 10.7208/chicago/9780226663685.001.0001
Marino M. Rossini e Pavesi. A proposito di un’aria dell’Eduardo e Cristina // Bollettino del centro rossiniano di studi 26. — 1986. — Nn. 1–3. — P. 5–14.
Salvagno A. La Vita e l’Opera di Stefano Pavesi (1779–1850). — Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2016. — 678 p.
Osborne R. Rossini. — Oxford; New York: Oxford University Press, 2007. — 392 p.
Brumana B. Un sogno in Do maggiore, ossia una parodia della dimensione onirica nella «Cenerentola» di Rossini // La sfuggente logica dell’anima. Il sogno in letteratura, a cura di Hermann Dorowin et alii. — Perugia: Morlacchi Editore U. P., 2014. — P. 177–187.
Roberts W. Rossini and Post-Napoleonic Europe. — Rochester: University of Rochester Press; Woodbridge: Boydell & Brewer, 2015. — 233 p.
Chegai A. Rossini. — Milano: il Saggiatore, 2022. — E-Book. — 560 p.
|