Интонационные связи в операх и зингшпилях К. Диттерсдорфа
![]() |
Научная статья УДК 782 DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-90-108 |
![]() |
![]() Светлана Баяровна БубееваРоссийская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия, |
|
Аннотация: Статья посвящена нескольким сочинениям К. Диттерсдорфа, написанным в венский период в 1786–1789 гг., которые стали первым опытом в жанре зингшпиля и получили в свое время всеобщее признание: «Доктор и аптекарь» (1786, «Doktor und Apotheker»), «Счастливый обман, или Услужливые духи» (1786, «Der glückliche Betrug, oder Die dienstbaren Geister»), «Исправившийся Демокрит» (1787, «Democrito corretto»), «Любовь в сумасшедшем доме» (1787, «Die Liebe im Narrenhause»), «Скряга Иеронимус» (1789, «Hieronymus Knicker»). В основе исследования лежит компаративный метод — сравнительный анализ сочинений композитора с произведениями Моцарта. Важным для нас оказался и структурный метод, который позволяет рассматривать отдельные элементы опер и их функционирование в структуре целого. Анализ произведений Диттерсдорфа позволил обнаружить последовательную систему повторов и выявить ее тесную связь с драматургией первоисточника в функционировании реминисценций и в способах их воспроизведения, учитывающую сюжетные обстоятельства, а также роль и статус персонажа, с которым связан тот или иной мотив.
Ключевые слова: К. Д. фон Диттерсдорф, зингшпиль, интонационные связи, мотив, «Доктор и аптекарь», В. А. Моцарт Для цитирования: Бубеева С. Б. Интонационные связи в операх и зингшпилях К. Диттерсдорфа // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 1. С. 90–108. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-90-108 |
|
Список источников
|