Серпент в трактате Луи Жозефа Франкёра «Основной диапазон всех духовых инструментов»
![]() |
Научная статья УДК 780.6 DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-41-51 |
![]() |
![]() Валерий Владимирович БерезинМосковская Государственная консерватория имени Чайковского, Москва, Россия, |
|
Аннотация: Статья посвящена описанию серпента — инструмента, существовавшего с XV до середины XIX века и предназначенного для сопровождения хора в католической церкви и поддержания интонации хористов — в трактате Луи Жозефа Франкёра «Основной диапазон всех духовых инструментов». Основная идея автора трактата заключена в том, чтобы ввести серпент в басовую группу традиционного симфонического оркестра. Трактат вышел из печати в 1772 году, в эпоху классицизма, когда формировался новый состав оркестра и эксперименты были нередки. В статье помещен перевод подлинного текста трактата Франкёра, посвященного серпенту. Автор разъясняет особенности инструмента, диапазон, звукоизвлечение, выразительные свойства регистров, кадансы, способы и приемы игры на нем. Трактат предназначен в первую очередь композиторам.
Ключевые слова: старинные музыкальные инструменты, оркестр эпохи классицизма, серпент, старинные музыкальные трактаты, Луи Жозеф Франкёр Для цитирования: Березин В. В. Серпент в трактате Луи Жозефа Франкёра «Основной диапазон всех духовых инструментов» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 1. С. 41–51. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-41-51 |
|
Список источников1. Hartman E.1. Березин В.В. Флейты и кларнеты в трактате Луи Жозефа Франкера «Основной диапазон всех духовых инструментов» // Старинная музыка. — 2023. — № 4. — С. 1–15. |