У истоков музыкального японизма: грани ориентального в опере Сен-Санса «Желтая принцесса»

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-26-40

Юлия Петровна Медведева

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия,
jul-medvedeva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0780-5584

Аннотация: Одноактная комическая опера Камиля Сен-Санса «Желтая принцесса» («La princesse jaune», 1872) — одно из ориенталистских сочинений композитора и первый образец японизма в музыке. Автор статьи анализирует истоки и выявляет конкретные национальные векторы ориентализма в тексте и музыкальной ткани оперы. В основе работы лежит комплексный подход, включающий в себя использование культурно-исторического, сопоставительного, сравнительно-аналитического и музыкально-аналитического методов. В статье доказывается, что ориентальные устремления Сен-Санса в пору работы над «Желтой принцессой» сложились под воздействием культурной атмосферы Франции после парижской Всемирной выставки 1867 года. Интерес к только что открывшейся к взаимодействию с европейском миром Японии, информация о японской литературе и живописи и полное отсутствие знаний о японском театре и музыке стали причиной особой трактовки японизма в «Желтой принцессе»: Япония в опере оказывается отчасти Китаем, отчасти условным романтическим Востоком. Научная новизна исследования связана с двумя моментами. Во-первых, несмотря на возрождение оперы в исполнительской практике последних десятилений, «Желтая принцесса» является практически неизученным сочинением; во-вторых, впервые в научной литературе высказывается и обосновывается идея о том, что под именем Японии в европейской музыке XIX века фактически выступает Китай, а музыкальный японизм в начальной фазе своего развития представляет собой особую модификацию шинуазри («китайского стиля»).

Ключевые слова: «Желтая принцесса», Сен-Санс, Луи Галле, японизм, шинуазри, ориентализм, экзотизм, Япония в музыке, Китай в музыке, французская опера

Для цитирования: Медведева Ю. П. У истоков музыкального японизма: грани ориентального в опере Сен-Санса «Желтая принцесса» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 1. С. 26–40. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-26-40

Список источников

  1. Hartman E. Japonisme and Nineteenth-Century French Literature // Comparative Literature Studies. — 18. —  No. 2. —  East-West Issue (Jun., 1981). — Published By: Penn State University Press. — Р. 141–166.
  2. Macdonald H. Saint-Saëns and the Stage: Operas, Plays, Pageants, a Ballet and a Film. — Emeritus, Washington University, St Louis, Cambridge University Press, 2019. — 432 p. — URL: https://doi.org/10.1017/9781108550925  (дата обращения: 10.01.2025).
  3. 中西充 ジャポニスム サン=サーンスと日本 ピティナ2020/08/25公開 Наканиши М. Японизм. Сен-Санс и Япония. Исследовательский институт музыки PTNA, опубликовано 25.08.2020. — URL: https://research.piano.or.jp/series/saint-saens/2020/08/5_1.html (дата обращения: 10.01.2025).
  4. Rees B. Camille Saint-Saens. A Life. — Faber & Faber, Limited, 2008. — 512 p.
  5. Blakeman E. Saint-Saëns: Suite algérienne/ La Princesse jaune // Booklet “Saint-Saëns: Suite algérienne / La Princesse jaune”. — Chandos Records Ltd, Colchester, Essex, England. — P. 4–5.
  6. Князь З.Н. От Рихарда Вагнера — к собственному стилю: оперное творчество в статьях Камиля Сен-Санса // Проблемы музыкальной науки. — 2019. — № 2. — С. 155–165. — DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.155-165
  7. La Princesse Jaune. Opéra-Comique en Un Acte de Louis Gallet. Musique de Camille Saint-Saëns, op. 30. Partition pour Chant et Piano. Réduite par Louis Soumis. — Durand-Schoenewerk & Cie. — 71 p.
  8. Chantavoine J. Camille Saint-Saëns. — Paris: Richard-Masse Éditeurs, 1947. — 117 р.
  9. Молодяков В.Э. Опиумная политика японских колониальных властей на Тайване в иностранной оценке, 1890–1900-е годы // Уральское востоковедение: международный альманах. Вып. 12: Восточная Азия: традиции и перемены. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022. — С. 131–140.
  10. Emery E. Madame Desoye, “First Woman Importer” of Japanese Art in Nineteenth-Century Paris // Journal of Japonisme. — 2019;5(1):1-46. — URL: https://brill.com/view/journals/joj/5/1/article-p1_1.xml (дата обращения – 10.01.2025). DOI: https://doi.org/10.1163/24054992-00051P01
  11. 王昭君传说 搜狗百科Легенда о Ван Чжаоцзюнь // Энциклопедия Согу. — URL: https://baike.sogou.com/v101114455.htm (дата обращения 10.01.2025).
  12. Варенов А.В. Три средневековые китайские картины об отъезде девушек на чужбину и их историческая основа // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2023. — Т. 22. — № 4: Востоковедение. — С. 88–101. — URL:  https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-4-88-101(дата обращения 10.01.2025).
  13. Есипова М.Е. Традиционная японская музыка. — Москва: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — 312 с.
  14. Сисаури В.И. Церемониальная музыка Китая и Японии. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. — 298 с.
  15. Цзо Ч.  Музыкальная культура Китая. — СПб.: Композитор, 2023. — 276 с.

Вам может также понравиться...