betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort

Серпент в трактате Луи Жозефа Франкёра «Основной диапазон всех духовых инструментов»

Научная статья
УДК 780.6
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-41-51

Валерий Владимирович Березин

Московская Государственная консерватория имени Чайковского, Москва, Россия,
berezin11@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3349-0491

Аннотация: Статья посвящена описанию серпента — инструмента, существовавшего с XV до середины XIX века и предназначенного для сопровождения хора в католической церкви и поддержания интонации хористов — в трактате Луи Жозефа Франкёра «Основной диапазон всех духовых инструментов». Основная идея автора трактата заключена в том, чтобы ввести серпент в басовую группу традиционного симфонического оркестра. Трактат вышел из печати в 1772 году, в эпоху классицизма, когда формировался новый состав оркестра и эксперименты были нередки. В статье помещен перевод подлинного текста трактата Франкёра, посвященного серпенту. Автор разъясняет особенности инструмента, диапазон, звукоизвлечение, выразительные свойства регистров, кадансы, способы и приемы игры на нем. Трактат предназначен в первую очередь композиторам.

Ключевые слова: старинные музыкальные инструменты, оркестр эпохи классицизма, серпент, старинные музыкальные трактаты, Луи Жозеф Франкёр

Для цитирования: Березин В. В. Серпент в трактате Луи Жозефа Франкёра «Основной диапазон всех духовых инструментов» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 1. С. 41–51. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-41-51

Список источников

1. Hartman E.1. Березин В.В. Флейты и кларнеты в трактате Луи Жозефа Франкера «Основной диапазон всех духовых инструментов» // Старинная музыка. — 2023. — № 4. — С. 1–15.
2. Francœur L.J. Diapason général de tous les instruments à vent avec des observation sur chaqun d’eux au quel on a joint un projet nouveau pour simplifier la manière actuelle de copier. — Paris: Chez Le Marchand, 1772. Репринт: Genève: Minkoff, 1972. 85 р. Introduction — без пагинации.
3. Brenet M. Notes sur l`introduction des instruments dans les eglises en France // Rieman-Festschrift : Gesammelte Studien. — Leipzig: Max Hesses, 1909. P. 277–286.
4. Hatzfeld A., Darmsteter A., Thomas A. Dictionnaire général de la langue française du commencement du XVII siècle jusqu’à nos jours. — Vol. 1. — Paris: Delagrave, 1964. — 1136 р.
5. Mersenne M. Harmonie Universelle, contenant la theorie et la pratique de la musique. Première partie. Livre cinquièieme des instruments à vent. — Paris: Sebastien Cramoisy, 1636. Réimpression: Paris: Centre national de la recherche scientifique, 1965. — 412 p.
6. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — Ч. 2. — Л.: Музыка, 1983. — 190 с.
7. Тьерсо Ж. Песни и празднества Французской революции. — Москва: Музгиз, 1933. — 255 с.
8. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Ч. 2. С доп., предисл. и примеч. Рихарда Штрауса. Перевод, редакция, вступительная статья и комментарии С.П. Горчакова. — Москва: Музыка, 1972. — 531 с.

Вам может также понравиться...

betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort