Интонационные связи в операх и зингшпилях К. Диттерсдорфа

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-90-108

Светлана Баяровна Бубеева

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
bubeeva96@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-8059-0053

Аннотация: Статья посвящена нескольким сочинениям К. Диттерсдорфа, написанным в венский период в 1786–1789 гг., которые стали первым опытом в жанре зингшпиля и получили в свое время всеобщее признание: «Доктор и аптекарь» (1786, «Doktor und Apotheker»), «Счастливый обман, или Услужливые духи» (1786, «Der glückliche Betrug, oder Die dienstbaren Geister»), «Исправившийся Демокрит» (1787, «Democrito corretto»), «Любовь в сумасшедшем доме» (1787, «Die Liebe im Narrenhause»), «Скряга Иеронимус» (1789, «Hieronymus Knicker»). В основе исследования лежит компаративный метод — сравнительный анализ сочинений композитора с произведениями Моцарта. Важным для нас оказался и структурный метод, который позволяет рассматривать отдельные элементы опер и их функционирование в структуре целого. Анализ произведений Диттерсдорфа позволил обнаружить последовательную систему повторов и выявить ее тесную связь с драматургией первоисточника в функционировании реминисценций и в способах их воспроизведения, учитывающую сюжетные обстоятельства, а также роль и статус персонажа, с которым связан тот или иной мотив.

Ключевые слова: К. Д. фон Диттерсдорф, зингшпиль, интонационные связи, мотив, «Доктор и аптекарь», В. А. Моцарт

Для цитирования: Бубеева С. Б. Интонационные связи в операх и зингшпилях К. Диттерсдорфа // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 1. С. 90–108. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-90-108

Список источников

  1. Carter T. W. A. Mozart. Le nozze Figaro. — Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 180 p.
  2. Csáky M., Pass W. Europa im Zeitalter Mozarts. — Köln, Weimar: Böhlau, 1995. — 418 S.
  3. Heartz D. Mozart’s Operas. — Berkeley: University of California Press, 1990. — 382 p.
  4. Levarie S. Le Nozze di Figaro: A Critical Analysis. — Chicago: University of Chicago Press, 1952. — 268 p.
  5. Zeiss L.E. Permeable Boundaries in Mozart’s «Don Giovanni» // Cambridge Opera Journal. — 2001. — 13, №. 2. — Р. 115–139.
  6. Rushton J. W. A. Mozart. Idomeneo. — Cambridge, NY: Cambridge University Press, 1993. — 200 р.
  7. Noske F.R. The Signifier and the Signified. Studies in the Operas of Mozart and Verdi. — Oxford, NY: Oxford University Press, 1990. — 418 p.
  8. Engel H. Die Finali des Mozartschen Opern // Mozart-Jahrbuch 1954. — Salz-burg, 1955. — Р. 113–134.
  9. Schneider M.T. The original Portrayal of Mozart’s Don Giovanni. — NY: Routledge, 2022. — 260 p. DOI: 10.4324/9780429281709
  10. Waldoff J.Р. Recognition in Mozart’s operas. — NY: Oxford University Press, 2006. — 337 р.
  11. Бубеева С.Б. Финал в зингшпиле «Доктор и аптекарь» Диттерсдорфа и традиции оперы buffa // Современные проблемы музыкознания. — 2021. — № 2. — С. 60-90. DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2021-2-060-090
  12. Bauman T. Democrito corretto («Democritus Corrected») // Grove music online. [Onlinefassung]. — URL: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.O901231 (accessed: 12.10.2024).
  13. Stephanie Jünger G. Doktor und Apotheker: Komische Oper in zwei Aufzügen. — Leipzig: Reclam, [o. J.]. — 84 S.
  14. Bandy D. Mozart’s Operatic Embellishments // Cambridge Opera Journal. — 2021. — 33 (1–2). — P. 1–23. DOI:10.1017/S095458672200009X

Вам может также понравиться...