Искусство импровизации и жанр фантазии в эпоху барокко

Научная статья
УДК 78.09
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-78-89

Валентина Александровна Крамер

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
fmanticore@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-7525-8124

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению феномена музыкальной импровизации в эпоху барокко. Освещаются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей к классификации импровизаций, описываются практические руководства эпохи барокко, посвященные освоению техники импровизации, в частности трактат Ф. Э. Баха «Опыт об истинном искусстве игры на клавире».

Ключевые слова: барокко, импровизация, фантазия, жанр, Бах, трактат, partimento

Для цитирования: Крамер В. А. Искусство импровизации и жанр фантазии в эпоху барокко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 1. С. 78–89. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-1-78-89

Список источников

  1. Field C. The New Grove Dictionary of Music and Musicians [In the 29-vol.]. Ed. by Stanley Sadie. London: Grove, 2001. 871 p.
  2. Kümin N. Fantasising about the past: A baroque violinist’s guide to improvising fantasias. — University of York Arts and Creative Technologies, 2023. — 366 р.
  3. Кинус Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе: автореферат дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02. — Ростов-на-Дону, 2006. — 32 с.
  4. Лившиц Д.Р. Феномен импровизации в джазе: автореферат дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02. Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Нижний Новгород, 2003. — 26 с.
  5. Bass J. Improvisation in Sixteenth-Century Italy: Lessons from Rhetoric Improvisation in Sixteenth-Century Italy: Lessons from Rhetoric and Jazz. Performance Practice Review. — Т. 14. — № 1. — 2009. — Р. 23–30. — DOI: 10.5642/perfpr.200914.01.01
  6. Benedek M. Lectio Praecursoria: The role of piano improvisation in teaching harmony, using combined materials selected from the Baroque period and jazz standard repertoire: towards a comprehensive approach // Finnish Journal of Music Education. — Р. 76–82.
  7. Galey D.T. Improvisation: The History of Unplanned Notes in Structured Music // The Research and Scholarship Symposium. 2016. — Р. 12–24.
  8. Мальцев С.М. Об импровизации и импровизационности фуги (Об импровизационной природе фуги) // Теория фуги. — Л., 1986. — С. 59–60.
  9. Новикова Е.Б. Импровизация: сущность и философско-антропологические смыслы: автореф. дисс. … канд. философских наук. — Омск, 2012. — 22 с.
  10. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания: художественные идеи европейской музыки XVII — XX вв.: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. — Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2010. — 427 с.
  11. Rubinoff K.R. (Re)creating the past: baroque improvisation in thr early music revival. — New Sound, 2008. — Р. 8–18.
  12. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. А.П. Горкина. — Москва: Росмэн, 2006. — 583 с.
  13. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры, пер. Е. Юшкевич. — Спб., 2005. — 169 с.
  14. Дробот Ю.К. К.Ф.Э. Бах «О свободной фантазии»: опыт перевода и исследования трактата “Versuch uber die wahre art das clavier zu spielen” // Музыковедение. — 2015. — №12 — С. 11–17.
  15. Ottenberg H.G. Carl-Philipp Emanuel Bach / Hans-Günter Ottenberg. — Leipzig: Ph. Reclam, 1982.
  16. Демешко Г.А. Ричеркары И. Стравинского: о новых «ликах» старинного жанра // Вестник музыкальной науки. — 2023. — Т. 11. — № 1. — С. 12–22.
  17. Серебренников М. Об импровизации фуги в эпоху барокко (на материале немецких источников) // Opera musicologica. — 2011. — № 2. [8]. — С. 4–31.
  18. Ledbetter D. Bach’s Well-tempered Clavier: The 48 Preludes and Fugues. — New Haven and London: Yale University Press, 2002. — P. 12 – 25

 

Вам может также понравиться...