Иван Евгеньевич Левашев
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
ivann.levashev@mail.ru, https://orcid.org/ 0009-0007-8215-030X
|
Аннотация: В статье рассматривается неоконченная Соната для фортепиано C-dur в четыре руки М. П. Мусоргского, которая еще не становилась предметом детального научного изучения. Объектом рассмотрения является автограф композитора, хранящийся в Российской национальной библиотеке. Текстологический анализ особенностей фортепианного письма, фактуры изложения, рукописных помет и маргиналий позволяют сделать предположение о том, что мы имеем дело либо с переложением оркестрового опуса для фортепиано, либо (что, на наш взгляд, более убедительно) с клавирным дирекционом будущей оркестровой партитуры. Опыт русского композитора корреспондирует с незавершенной Симфонией h-moll К. Дебюсси, которая сохранилась только в виде четырехручного фортепианного изложения. Оба сочинения также являются единственными образцами обращения к сонатной форме и сонатно-симфоническому циклу в целом в наследии русского и французского композиторов..
Ключевые слова: М. П. Мусоргский, Sonata in C-dur в четыре руки, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Римский-Корсаков, П. А. Ламм, К. Дебюсси
Для цитирования: Левашев И. Е. Формирование оркестрового мышления М. П. Мусоргского: Sonata in C-dur в четыре руки как потенциальная Симфония in C // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 3. С. 110–126. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-3-110-126 |
Список источников
- Мусоргский М. П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков при участии В. Д. Комаровой-Стасовой. — М.–Ленинград, Государственное музыкальное издательство, 1932. — 573 с.
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — Москва: Музыка, 1980. — 453 с.
- Хубов Г. Н. Мусоргский. — Москва: Музыка, 1969. — 803 с.
- Шатский П. А. Фортепианные пьесы М. П. Мусоргского. Статья I. Танцы, оперные сцены, скерцо // Художественная культура. — 2024. — № 4. — С. 668–696.
- Головинский Г. Л., Сабинина М. Д. Модест Петрович Мусоргский. — Москва: Музыка, 1998. — 730 с.
- Кемова К. С. Соната для фортепиано в четыре руки в творчестве композиторов XVIII–XIX веков: исторический путь и музыкально-стилистические особенности: диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.02. — Москва, 2022. — 272 с.
- Сорокина Е. Г. Фортепианный дуэт. История жанра. — Москва: Музыка, 1988. — 316 с.
- Ламм П. А. [Предисловие от редактора] // Мусоргский М. П. Полное собрание сочинений. Том VIII. Фортепианные сочинения. — М.–Ленинград, Государственное музыкальное издательство, 1939.
- Протопопов В. В. Вторжение вариаций в сонатную форму // Советская музыка. — 1959. — № 11 (252). — С. 71–76.
- Протопопов В. В. История сонатной формы: Сонатная форма в русской музыке / Научный редактор Т. Н. Дубравская. — Москва: Музыка, 2010. — 440 с.
- Способин И. В. Музыкальная форма. — Москва: Музыка, 1984. — 401 с.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая. — Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. — 376 с.
- Цуккерман В. А. Динамический принцип в музыкальной форме // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. первый. — Москва: Советский композитор, 1970. — С. 19–120.
- Моисеев Г. А. История Симфонии си минор Клода Дебюсси для фортепиано в четыре руки // PIANO DUO XIII–XIV. Сборник научных статей. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016.
- Жиляев Н. [Предисловие] // Дебюсси К. Симфония h-moll для фортепиано в четыре руки. Редакция Н. Жиляева. — Москва: Огиз Музгиз, 1933.
|