Органный синтетизм Жозефа Йонгена
![]() |
Научная статья УДК 786 DOI: 10.56620/2227-9997-2025-3-35-49 |
![]() |
![]() Татьяна Рудольфовна БочковаНижегородская государственная консерватория |
|
Аннотация: В центре внимания автора статьи — малоизвестная отечественному научному и исполнительскому сообществу фигура талантливого бельгийского композитора, пианиста, органиста и педагога рубежа XIX–XX и первой половины XX столетия Жозефа Йонгена (1873–1953). Биографический, исторический и контекстный подходы позволили выявить художественные стимулы, обеспечившие широкую панораму стилевых влияний на творчество композитора. На примере одного из самых ярких концертных сочинений Йонгена — Сонаты Eroïca для органа соло (1930) — рассматривается плодотворное взаимодействие традиций органного контрапункта и импровизационности, импрессионистской звукописи и виртуозной концертности французских органных симфоний, умелой тематической работы и изысканности бельгийского ар-нуво. Все эти компоненты гармонично синтезируются в том числе благодаря тембровому богатству и безграничным техническим возможностям, которые дает музыкальному искусству конца XIX — первой половины XX века симфонический орган. Для инаугурации одного из них — инструмента Джозефа Стивенса, спроектированного для Дворца искусств Брюсселя, — и была написана Соната Eroïca Йонгена.Ключевые слова: Жозеф Йонген, Соната Eroïca, бельгийское органное искусство, стилевая интеграция Для цитирования: Бочкова Т. Р. Органный синтетизм Жозефа Йонгена // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 3. С. 35–49. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-3-35-49 |
|
Список источников
|