Ю. Фалик. «Пушкинские строфы» (1998): о «пушкинском тексте» в хоровом творчестве композитора
![]() |
Научная статья УДК 784 DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-24-32 |
![]() |
![]() Татьяна Филипповна КучковскаяРоссийский государственный педагогический университет |
|
Аннотация: Знаменитая пушкинская максима «Ты сам свой высший суд» постоянно припоминалась и цитировалась петербургским композитором Юрием Фаликом (1936–2009). Путь этого композитора-инструменталиста к хоровому творчеству и, в частности, к важнейшему в этом жанре его произведению позднего периода, циклу «Пушкинские строфы» (1998), был весьма сложным. Восприятие композитором роли величайшего русского поэта всегда было опосредовано тематическими пространствами и образом главного города в пушкинской судьбе — Санкт-Петербурга. Обратившись в завершающий период творчества к поэзии А. С. Пушкина, Юрий Фалик достигает особой цельности стиля, единства молитвенной глубины высказывания и гимнической радости бытия. Научная новизна работы заключается в интерпретации авторского стиля Ю. Фалика в парадигме петербургской музыкальной поэтики. В результате изучения определены значение и смысл эволюции хорового творчества композитора a cappella.
Ключевые слова: А. Пушкин, Санкт-Петербург, композитор-инструменталист, литургия, вокально-хоровые традиции Для цитирования:Кучковская Т. Ф. Ю. Фалик. «Пушкинские строфы» (1998): о «пушкинском тексте» в хоровом творчестве композитора // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 24–32. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-24-32 |
|
Список источников
|