Ю. Фалик. «Пушкинские строфы» (1998): о «пушкинском тексте» в хоровом творчестве композитора

Научная статья
УДК 784
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-24-32

Татьяна Филипповна Кучковская

Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия,
tatianafk2014@gmail.com, https://orcid.org/0009-0001-7838-4417

Аннотация: Знаменитая пушкинская максима «Ты сам свой высший суд» постоянно припоминалась и цитировалась петербургским композитором Юрием Фаликом (1936–2009). Путь этого композитора-инструменталиста к хоровому творчеству и, в частности, к важнейшему в этом жанре его произведению позднего периода, циклу «Пушкинские строфы» (1998), был весьма сложным. Восприятие композитором роли величайшего русского поэта всегда было опосредовано тематическими пространствами и образом главного города в пушкинской судьбе — Санкт-Петербурга. Обратившись в завершающий период творчества к поэзии А. С. Пушкина, Юрий Фалик достигает особой цельности стиля, единства молитвенной глубины высказывания и гимнической радости бытия. Научная новизна работы заключается в интерпретации авторского стиля Ю. Фалика в парадигме петербургской музыкальной поэтики. В результате изучения определены значение и смысл эволюции хорового творчества композитора a cappella.

Ключевые слова: А. Пушкин, Санкт-Петербург, композитор-инструменталист, литургия, вокально-хоровые традиции

Для цитирования:Кучковская Т. Ф. Ю. Фалик. «Пушкинские строфы» (1998): о «пушкинском тексте» в хоровом творчестве композитора // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 24–32. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-24-32

Список источников

  1. Фалик Ю. А. Метаморфозы. — СПб.: Композитор, 2010.
  2. Пушкин А. С. «К Овидию» / Собрание сочинений: в десяти томах / Под общей ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана / Стихотворения 1817–1822/1821. — Москва: ГИХЛ, 1959. — С. 165–167.
  3. Ковалев А. Б. «Литургические песнопения» Юрия Фалика: проблема цикличности // Обсерватория культуры. — 2017. — Т. 14. — № 4. — С. 438–444. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-4-438-444
  4. Свиридова А. В. Образ Богоматери в хоровых циклах Ю. Фалика и Д. Смирнова. — URL: https://musalm.ru/assets/almanac/2011-1/2/sviridova.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
  5. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб.: Искусство-СПБ, 1994.
  6. Тарасова О. В. Хоровое творчество Юрия Фалика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Нижний Новгород, 2009.
  7. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»: введение в тему // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — Москва: Прогресс-Культура, 1995. — С. 259–367. — URL: http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm (дата обращения: 20.03.2025).

Вам может также понравиться...