Светлана Геннадьевна Войткевич
Сибирский государственный институт искусств
имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, Россия,
art-vice-rector@yandex.ru, https://orcid.org/0000–0002–4437–0439
|
Аннотация: Обращение к актуальной проблеме цитирования в музыке отечественных композиторов вызвало интерес к одному из примеров самоцитирования в творчестве основоположника отечественной электронной музыки Эдуарда Артемьева. Тема, созданная как часть музыки к кинофильму Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», почти через 30 лет прозвучала в опере «Преступление и наказание». Размышления строятся в поле интертекстуального дискурса и впервые раскрывают причины, обусловившие подобное решение композитора. В статье затрагиваются вопросы о творческом сотрудничестве, особенностях литературного пути и мировоззренческих различиях Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова; о внешней и внутренней противоположности Обломова и Раскольникова, точкой соприкосновения которых становится счастливое детство и материнская любовь. В опере рассматриваемая тема связана с образом матери, она наделяется функцией лейтмотива и сопровождает главного героя в моменты сложных решений. В тексте приводятся музыкальные примеры из авторской партитуры Э. Артемьева, которая еще ждет издания, что обеспечивает достоверность и новизну выводам.
Ключевые слова: цитирование, автопародия, самозаимствование, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Эдуард Артемьев, Никита Михалков, музыка к кинофильму, современная опера
Для цитирования: Войткевич С. Г. Примиряя противоположное: герои Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова в музыке Эдуарда Артемьева // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 10–23. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-10-23 |
Список источников
- Лаврова С. В. Цитирование в творчестве современных композиторов. — СПб., 2007. — 178 с.
- Денисов А. В. Феномен музыкальной цитаты — проблемы исследования // MUSICUS. — 2009. — № 5. — С. 28–32. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/
113532847/? (дата обращения: 19.03.2025).
- Денисов А. В. Тайные послания и шифры: феномен криптоцитаты в музыкальном искусстве // Opera musicologica. — 2022. — Т. 14. — № 2. — С. 8–21. — DOI: https:// doi.org/10/26156/OM.2022.14.2.001
- Вейнсток Джоаккино Россини = Rossini : Принц музыки / Герберт Вейнсток; [Пер. с англ. И. Э. Балод]. — Москва: Центрполиграф, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). — 493 с. — (Великие имена. Музыка)
- Романец М. С. Феномен самозаимствования в творчестве композиторов ХХ века: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — Ростов-на-Дону, 2020. — 26 с.
- Миллионщикова Т. М. Музыкальность русской литературы золотого века в рецепции американской славистики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. — 2022. — № 4. — С. 59–77. — DOI: 10.31249/lit/2022.04.04
- Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); В. А. Туниманов (гл. ред.) и др. Т. 4: Обломов: Роман в 4 ч. / подгот. текста Т. И. Орнатская; ред. тома В. А. Туниманов. — СПб.: Наука, 1998. — 492 с.
- Титова С., Сидорук И. Образцы медио-контента экранизации шедевров русского литературного наследия с цитированием мировой музыкальной классики: практические аспекты применения в рамках музыкально-теоретических дисциплин // Norwegian Jourmal of development of the International Science. — 2020. — № 51. — С. 34–38.
- Шелухин Ф. В. Интерпретация художественного текста в кино: роман И. Гончарова «Обломов» и фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Наука о человеке: гуманитарные исследования. — Том 17. — № 1. — С. 92–99. — DOI: 10.57015/issn1990-5320.2023.17.1.10
- Егорова Т. К. Вселенная Эдуарда Артемьева. — Москва, 2006. — 255 с.
- Фатьянова Е. А. Премьера века: рок-опера «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева в Санкт-Петербурге // Музыка и электроника. — 2022. — № 3. — С. 1–5.
- Сахарова А. Об опере «Преступление и наказание» // Музыкальная академия. — 2010. — № 4. — С. 17–18.
- Егорова Т. К. Рукописи не горят (о постановке А. Кончаловским оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание») // Музыковедение. — 2016. — № 7. — С. 42–46.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Том 6. Преступление и наказание. — Л.: Наука, 1973. — 426 с.
- Мельник В. И. И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский // Вопросы филологии. — 2010. — № 1 (XV). — С. 51–63.
- Достоевский Ф. М. Материалы и исследования. Издание Академии наук СССР. — Ленинград, 1935. — 604 с.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 22. Преступление и наказание. — Л.: Наука, 1981. — 407 с.
- Войткевич С. Г. Особенности трактовки романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в опере Э. Артемьева // Культура и цивилизация. — 2016. — № 4. — С. 35–47.
- Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». — Москва: ИМЛИ РАН, 2004. — 480 с.
|