betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort

О влиянии Одиннадцатой симфонии «1905 год» Д. Шостаковича на творчество китайских композиторов конца 1950-х — начала 1960-х годов (по материалам современного музыковедения КНР)

Научная статья
УДК 785.11
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-3-62-84

Юй Вэньхан

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
venhan.yuy@gnesin-academy.ru, https://orcid.org/0000-0003-4543-0795

 

Ангелина Сергеевна Алпатова

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
a.alpatova@gnesin-academy.ru, https://orcid.org/0000-0002-3209-1942

 

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности влияния Одиннадцатой симфонии «1905-й год» Шостаковича на становление симфонического жанра в творчестве китайских компоиторов Вань Юньцзе, Цзян Динсянь, Цзюй Вэй, Ло Чжунжун, Ма Сыцуу, Ли Хуаньчжи, Лю Чжуанг, Чэ Цзянь, Ли Яньшэн и Дин Шаньдэ. Актуальность и научная новизна заключаются в рассмотрении данной проблемы с учетом китайского нацио­нального контекста на примерах трудов современных китайских музыковедов Лян Маочунь, Цянь Жэньпин и других. Выводы касаются следующих особенностей подхода китайских композиторов к сочинению симфоний: опора на программность; применение революционной песни в качестве главного источника тематизма; предпочтение одночастной структуры.

Ключевые слова: музыка XX века, современная музыка, советская музыка, симфония, Д. Д. Шостакович, Одиннадцатая симфония «1905 год», революционная песня, китайская музыка, китайские композиторы, китайское музыковедение

Для цитирования: Юй Вэньхан, Алпатова А. С. О влиянии Одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича на творчество китайских композиторов конца 1950-х — начала 1960-х годов (по материалам музыковедения КНР) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 3. С. 62–84. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-3-62-84

Список источников

  1. Хентова С. М. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга I. — Л.: Советский композитор, 1985. — 544 с.
  2. Акопян Л. О. До и после Шостаковича: восприятие советской музыки на Западе // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2017. — Т. 18. — Вып. 3. — С. 285–298.
  3. 宫宏宇. 萧斯塔科维奇生前身后. 黄钟 (中国), 2010 (3). 118–132页. Гун Хунъюй. Жизнь и наследие Д. Шостаковича. — Хуанчжун (Китай), 2010. — C. 118–132. (на кит. яз.)
  4. 杨燕迪. 论苏联交响曲的历史意义和艺术价值. 北方音乐, 2025 (01). 7–16页. Ян Янди. О историческом значении и ценности искусства советской симфонии // Северная музыка. — 2025. — № 1. — C. 7–16. (на кит. яз.)
  5. 钱仁平. 肖斯塔科维奇交响曲. 长沙: 湖南文艺出版社, 2000. 289页. Цянь Жэньпин. Симфонии Шостаковича. — Чанша: Издательство Хунаньской литературы и искусства, 2000. — 289 c. (на кит. яз.)
  6. 梁茂春等. 中国交响音乐博览. 北京: 人民音乐出版社, 2010. 883页. Лян Маочунь и другие. Обзор китайской симфонической музыки. — Пекин: Народное музыкальное издательство, 2010. — 883 c. (на кит. яз.)
  7. 钱仁平. 标题音乐大不易: 以肖斯塔科维奇《第十一交响曲》为例. 音乐爱好者, 2000 (04). 40–41页. Цянь Жэньпин. Сложности программной музыки: на примере Одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича // Музыкальный любитель. — 2000. — № 4. — C. 40–41. (на кит. яз.)
  8. 褚海辰. 革命历史题材交响合唱的类型和样式: 从《英雄的诗篇》《长征组歌》到《西柏坡组歌》. 人民音乐, 2020 (12). 18–20页. Чу Хайчэнь. Типы и стили симфонических хоров на революционно-историческую тематику: от «Героической поэмы» и «Сюиты песен Великий поход» до «Сюиты песен Сибопо» // Народная музыка. — 2020. — № 12. — C. 18–20. (на кит. яз.)
  9. 丁善德.我怎样写《长征》交响曲. 音乐探索 (四川音乐学院学报), 1986 (01). 3–10页. Дин Шаньдэ. Как я написал симфонию «Чанчжэн (Великий поход)» // Музыкальные исследования (Журнал Сычуаньской консерватории). — 1986. № 1. — C. 3–10. (на кит. яз.)
  10. 丁善德.我怎样写《长征》交响曲(续).音乐探索(四川音乐学院学报), 1986 (02). 14–23页. Дин Шаньдэ. Как я написал симфонию «Чанчжэн (Великий поход)» (продолжение) // Музыкальные исследования (Журнал Сычуаньской консерватории). — 1986. № 2. — C. 14–23. (на кит. яз.)
  11. «China Symphonic Music Expo», сайт Народного музыкального издательства. — URL: https://jx100.rymusic.art/bnhg. (дата обращения: 18.04.2023).
  12. 吕其明. 管弦乐序曲 红旗颂 总谱. 上海: 上海音乐出版社, 2019. 57. Люй Цимин. Оркестровая увертюра «Ода красному флагу»: партитура. —Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2019. — 57 c. (на кит. яз.)
  13. Шостакович Д. Думы о пройденном пути // Советская музыка. — 1956. — № 9 (214). — C. 9–16.
  14. Шостакович Д. Ближе к народу! // Известия. — 1958. — 8 января. — C. 3.
  15. 柴志英. 万里征途歌源考: 中国工农红军长征中的歌曲研究. 解放军艺术学院学报, 2016 (4). 71–83页. Чжай Чжиюн. Исследование песен, связанных с Великим походом китайской Красной армии // Журнал Академии искусств Народно-освободительной армии Китая. — 2016. — № 4. — C. 71–83. (на кит. яз.)
  16. 李晓石.马思聪创作中期三部器乐作品和声研究. 硕士学位论文, 上海音乐学院, 2020. 6 页. Ли Сяоши. Исследование гармонии в трёх инструментальных произведениях Ма Сыцуна среднего творческого периода. Магистерская диссертация. — Шанхайская консерватория, 2020. — 69 c. (на кит. яз.)
  17. 苏夏. 关于交响诗《烟波江上》. 春雨集: 江定仙音乐研究文论选. 中央音乐学院, 萧友梅音乐教育促进会编. 北京:人民音乐出版社, 2002. 238–244页. Су Ся. О симфонической поэме «На туманных реках». Сборник «Весенний дождь»: Избранные статьи о музыке Цзян Динсянь. Редакция Центральной консерватории, Ассоциация музыкального образования Сяо Юмэя. — Пекин: Народное музыкальное издательство, 2002. — C. 238–244. (на кит. яз.)
  18. 卢栋栋.肖斯塔科维奇《第十一交响曲 (1905年)》研究. 硕士学位论文, 上海师范大学 , 2019. 97页. Лу Дундун. Исследование Симфонии № 11 («1905 год») Д. Шостаковича. Магистерская диссертация. Шанхайский педагогический университет, 2019. — 97 c. (на кит. яз.)
  19. 钱仁康.没有标题的标题交响曲: 简析马思聪的《第二交响曲》. 音乐研究, 1989 (04). 23–29页. Цянь Жэнькан. Программная симфония без заглавия: Анализ Второй симфонии Ма Сыцуна. Музыкальные исследования. 1989. № 4. — C. 23–29. (на кит. яз.)

 

betvoy betvoy betvoy vbet pulibet canlı maç izle canlı maç izle manavgat escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort