Произведение, «перешагнувшее» эпоху: Третья симфония Ю. Н. Шишакова
![]() |
Научная статья УДК 78.082 DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-63-78 |
![]() |
![]() Екатерина Викторовна МакарцеваРоссийская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия, |
|
Аннотация: Статья посвящена Третьей симфонии для оркестра русских народных инструментов Юрия Николаевича Шишакова. Отмечается преемственность композиторам русской симфонической школы (симфонии Бородина, Танеева, Глазунова, Чайковского, Прокофьева), которая сказалась в обращении к традиционным моделям и жанрам (эпико-повествовательный сонатно-симфонический цикл с использованием синтезирующего финала), методам развития (сочетание сонатности и вариационности), образности (колокольность, скоморошечность). Рассматривается вопрос об универсальности русских народных инструментов и их адаптации к симфоническому жанру, который ставит композитор. Прослеживаются такие симфонические принципы, как лейтинтонационность и монотематизм. Отмечается влияние симфонической модели и техники письма Шостаковича, проявляющееся не только в аллюзиях к определенным темам, но и в общности образов, идей, драматургии, принципов формообразования и оркестровки. Исследуется специфика оркестрового письма композитора, связанная с обогащением звуковой палитры сочинения, поиском новых средств звукописи, сопоставлением оркестровых групп, нахождением баланса солирующих проведений и дублировок.
Ключевые слова: оркестр русских народных инструментов, симфония, русская классическая школа, универсальность, форма, сонатно-симфонический цикл, тематизм, полифония, оркестровое письмо Для цитирования: Макарцева Е. В. Произведение, «перешагнувшее» эпоху: Третья симфония Ю. Н. Шишакова // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 63–78. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-63-78 |
|
Список источников |
- Имханицкий М. Творчество Юрия Шишакова. — Москва: Советский композитор, 1976. — 94 с.
- Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. — Москва: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2018. — 351 с.
- Белик П. Оркестр русских народных инструментов в истории отечественной симфонии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 96. — С. 236–246.
- Белик П. Принципы музыкального мышления в симфониях для оркестра русских народных инструментов // Музыка и время. — 2017. — № 6. — С. 10–14.
- Арановский М. Симфонические искания. Исследовательские очерки. — Ленинград: Советский композитор, 1979. — 286 с.
- Ромашков А. Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов. Дисс. кандидата искусствоведения. — Тамбов, 2015. — 239 с.
- Белик П. Оркестровое письмо в музыке для оркестра русских народных инструментов как элемент стилевой системы. Автореферат диссертации канд. иск-ния. — Ленинград, 1990. — 24 с.
- Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. — Москва: Музыка, 1970. — 210 с.
- «Все дело в интонации» Творческие встречи форума им. Эдисона Денисова // Официальный сайт ОГАУК «Томская областная государственная филармония». — URL: http://philharmonic.tomsk.ru/component/content/article/2768-2015-10-14-04-24-25 (дата обращения: 19.03. 2025).
- Бычкова Н. «Знаки на белом» Эдисона Денисова в контексте неоромантических тенденций в русской музыке 70-80-х годов XX века // Репозиторий БГПУ. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/2649/1/Бычкова%20Н.В.%20Знаки%20на%20белом%20Э.Денисова%20в%20контексте%20неоромантических%20тенденций%
20в%20русской%20музыке%2070-80-х%20гг.%20ХХ%20в..pdf?ysclid=m8n5rgrl7e587682980 (дата обращения: 19.03.2025). - Кривопалова В. Интонационные особенности вокального цикла Э. Денисова на стихи А. Блока «На снежном костре» // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 39–46.
- Смирнов Д. Символика Флейтового концерта Денисова. — URL: https://wikilivres.ru/Символика_Флейтового_концерта_Денисова (дата обращения: 19.03.2025).
- Ю. Шишаков. Симфония №3. Тропинка к универсальности // Инародник. — URL: https://rutube.ru/video/5131a42b4d4fb2cdc401c701a415d470/(дата обращения: 19.03.2025).
- Макарцева Е. Триада сюит о Москве К. Волкова: особенности художественного замысла // Музыка и время.— 2017. — № 5. — С. 15–22.
- Макарцева Е. Концерт для альтовой домры А. Ларина: к вопросу о драматургии и композиции сочинения // Ученые записки Российской академии музыки. — 2020. — № 3(34). — С. 83–91.
- Копосова И. В. Программа и ее функции в сочинениях для домры Григория Зайцева // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2022. — № 4. — С. 13–24.
- Григорий Зайцев: «Кризис не в искусстве, а в головах оценивающей его аудитории». Интервью композитора Г. Зайцева Интернет Журналу Confused-art. — 2009. —
№ 8. — URL: https://sites.google.com/site/grigoryzaytsevcomposer/press/intervu-dla-zurnala-sonfused-art- (дата обращения: 19.01.2025). - Григорий Зайцев: «Народный оркестр может повлиять на симфонический, я в этом убежден». Интервью композитора Г. Зайцева журналу «Народник» // Народник. — 2008. — № 4(64). — С. 29–34.