beylikdüzü escort seks hikayesi beylikdüzü escort beylikdüzü escort antalya escort beylikdüzü escort esenyurt escort avcılar escort istanbul escort antayla escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort mersin escort porno seyret porno seyret betvoy betvoy betvoy vbet vbet bahix Произведение, «перешагнувшее» эпоху: Третья симфония Ю. Н. Шишакова — Ученые записки РАМ имени Гнесиных

Произведение, «перешагнувшее» эпоху: Третья симфония Ю. Н. Шишакова

Научная статья
УДК 78.082
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-63-78

Екатерина Викторовна Макарцева

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
makkon69@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-0119-8952

Аннотация: Статья посвящена Третьей симфонии для оркестра русских народных инструментов Юрия Николаевича Шишакова. Отмечается преемственность композиторам русской симфонической школы (симфонии Бородина, Танеева, Глазунова, Чайковского, Прокофьева), которая сказалась в обращении к традиционным моделям и жанрам (эпико-повествовательный сонатно-симфонический цикл с использованием синтезирующего финала), методам развития (сочетание сонатности и вариационности), образности (колокольность, скоморошечность). Рассматривается вопрос об универсальности русских народных инструментов и их адаптации к симфоническому жанру, который ставит композитор. Прослеживаются такие симфонические принципы, как лейтинтонационность и монотематизм. Отмечается влияние симфонической модели и техники письма Шостаковича, проявляющееся не только в аллюзиях к определенным темам, но и в общности образов, идей, драматургии, принципов формообразования и оркестровки. Исследуется специфика оркестрового письма композитора, связанная с обогащением звуковой палитры сочинения, поиском новых средств звукописи, сопоставлением оркестровых групп, нахождением баланса солирующих проведений и дублировок.

Ключевые слова: оркестр русских народных инструментов, симфония, русская классическая школа, универсальность, форма, сонатно-симфонический цикл, тематизм, полифония, оркестровое письмо

Для цитирования: Макарцева Е. В. Произведение, «перешагнувшее» эпоху: Третья симфония Ю. Н. Шишакова // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 63–78. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-63-78

Список источников

  1. Имханицкий М. Творчество Юрия Шишакова. — Москва: Советский композитор, 1976. — 94 с.
  2. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. — Москва: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2018. — 351 с.
  3. Белик П. Оркестр русских народных инструментов в истории отечественной симфонии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 96. — С. 236–246.
  4. Белик П. Принципы музыкального мышления в симфониях для оркестра русских народных инструментов // Музыка и время. — 2017. — № 6. — С. 10–14.
  5. Арановский М. Симфонические искания. Исследовательские очерки. — Ленинград: Советский композитор, 1979. — 286 с.
  6. Ромашков А. Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов. Дисс. кандидата искусствоведения. — Тамбов, 2015. — 239 с.
  7. Белик П. Оркестровое письмо в музыке для оркестра русских народных инструментов как элемент стилевой системы. Автореферат диссертации канд. иск-ния. — Ленинград, 1990. — 24 с.
  8. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. — Москва: Музыка, 1970. — 210 с.
  9. «Все дело в интонации» Творческие встречи форума им. Эдисона Денисова // Официальный сайт ОГАУК «Томская областная государственная филармония». — URL: http://philharmonic.tomsk.ru/component/content/article/2768-2015-10-14-04-24-25 (дата обращения: 19.03. 2025).
  10. Бычкова Н. «Знаки на белом» Эдисона Денисова в контексте неоромантических тенденций в русской музыке 70-80-х годов XX века // Репозиторий БГПУ. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/2649/1/Бычкова%20Н.В.%20Знаки%20на%20белом%20Э.Денисова%20в%20контексте%20неоромантических%20тенденций%
    20в%20русской%20музыке%2070-80-х%20гг.%20ХХ%20в..pdf?ysclid=m8n5rgrl7e587682980 (дата обращения: 19.03.2025).
  11. Кривопалова В. Интонационные особенности вокального цикла Э. Денисова на стихи А. Блока «На снежном костре» // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 39–46.
  12. Смирнов Д. Символика Флейтового концерта Денисова. — URL: https://wikilivres.ru/Символика_Флейтового_концерта_Денисова (дата обращения: 19.03.2025).
  13. Ю. Шишаков. Симфония №3. Тропинка к универсальности // Инародник. — URL: https://rutube.ru/video/5131a42b4d4fb2cdc401c701a415d470/(дата обращения: 19.03.2025).
  14. Макарцева Е. Триада сюит о Москве К. Волкова: особенности художественного замысла // Музыка и время.— 2017. — № 5. — С. 15–22.
  15. Макарцева Е. Концерт для альтовой домры А. Ларина: к вопросу о драматургии и композиции сочинения // Ученые записки Российской академии музыки. — 2020. — № 3(34). — С. 83–91.
  16. Копосова И. В. Программа и ее функции в сочинениях для домры Григория Зайцева // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2022. — № 4. — С. 13–24.
  17. Григорий Зайцев: «Кризис не в искусстве, а в головах оценивающей его аудитории». Интервью композитора Г. Зайцева Интернет Журналу Confused-art. — 2009. —
    № 8. — URL: https://sites.google.com/site/grigoryzaytsevcomposer/press/intervu-dla-zurnala-sonfused-art- (дата обращения: 19.01.2025).
  18. Григорий Зайцев: «Народный оркестр может повлиять на симфонический, я в этом убежден». Интервью композитора Г. Зайцева журналу «Народник» // Народник. — 2008. — № 4(64). — С. 29–34.

Вам может также понравиться...