Аннотация: В фокусе исследования — творческое объединение композитора Кайи Саариахо и ее постоянных соавторов, драматурга Амина Маалуфа и режиссера Питера Селларса, ярко воплотившееся в области музыкального театра. Материалом рассмотрения темы стали три оперы Саариахо, созданные в разные годы; сочинения несут в себе определенный художественный облик, характеризующий совместные работы трех мастеров.Три оперы объединяет такой специфический фактор, как сочетание особого психологизма в раскрытии сюжета с некоторыми элементами ирреальности. В каждой из опер этот фактор проявлен по-своему. При анализе тех или иных сторон произведений в статье обращается внимание на степень вклада композитора, либреттиста и режиссера в воплощение таковых. В заключении формулируются выводы относительно свойств, позволивших творческой команде добиться столь успешного и гармоничного сотрудничества.Впервые оперы Саариахо исследуются в подобном ракурсе
Ключевые слова: Кайя Саариахо, Амин Маалуф, Питер Селларс, «Любовь издалека», «Мать Адриана», «Только звук остается», современная опера
Для цитирования: Саамишвили Н. Н. Саариахо, Маалуф, Селларс: соавторство в оперном театре // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 2. С. 17–34. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-17-34 |
Список источников
Схаплок Г. А. Музыка Кайи Саариахо. — Москва: Композитор, 2017. — 144 с.
Kaija Saariaho. «L’amour de loin» [Electronic source] // Wise Music Classical: [website]. — URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/11937/LAmour-de-loin—Kaija-Saariaho/ (дата обращения: 07.04.2024).
Kaija Saariaho. «Innocence» [Electronic source] // Wise Music Classical: [website]. — URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/58414/Innocence—Kaija-Saariaho/ (дата обращения: 07.04.2024).
Meet the Composer: Kaija Saariaho in Conversation with Tom Service // Howell, Т., Hargreaves, J., Rofe, M. Kaija Saariaho: visions, narratives, dialogues. — Burlington: Ashgate, 2011. 265 р. — P. 3–15.
Wise Music Classical: [вебсайт]. — URL: wisemusicclassical.com (дата обращения: 07.04.2024).
Hautsalo L. «Kaukainen rakkaus Saavuttamattomuuden»: semantiikka Kaija Saariahon oopperassa: Väitöskirja esitetään. — Helsinki: Yliopistopiano, 2008. — 218 p.
Lambright N.-S. «L’amour de loin» and the Vocal Works by Kaija Saariaho: A Dissertation In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Musical Arts. — New-York, 2008. — 116 p.
Kern F. H. An Exploration of Compositional Technique in the Operas of Kaija Saariaho and Christian Jost: A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. — New York University, 2016. — 412 p.
Саамишвили Н. Н. Оперы Кайи Саариахо 2000-х гг.: художественные идеи, музыкальная драматургия, композиционная техника: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Москва, 2021. — 285 с.
Saariaho K. Five Acts in the Life of an Opera Composer / K. Saariaho / Translated from the French by Jeffrey Zuckerman // Music & Literature. — 2014. — № 5. — P. 29–47.
A Discussion and a Monologue: Esa-Pekka Salonen and Peter Sellars / Edited by Pekka Hako and Jaakko Mäntyjärvi. Transcribed by Jaakko Mäntyjärvi // Music & Literature. — 2014. — № 5. — P. 75–91.
McClary S. Spectral Sensualities: Collaborations with Kaija Saariaho // McClary S. The Passions of Peter Sellars: Staging the Music. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 2019. — P. 115–141.
Kallos M. The (Not So) Classical Productions of Peter Sellars: Ajax, Persians ans Children of Heracles. A Thesis Submitted in Partial Fulfilment of the Requirements for the Degree of Master of Arts. — Vancouver, 2018. — 109 p.
Saariaho K. L’Amour de loin. Full score. Chester Music [Electronic source] // Wise Music Classical: [website]. — URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/11937/LAmour-de-loin—Kaija-Saariaho/ (дата обращения: 07.04.2024).
Falot J. L’amour de loin de Amin Maalouf: La fin’amor d’entre deux rives [Electronic source] // La Plume francophone: [website]. — URL: http://la-plume-francophone.over-blog.com/article-5490122.html (дата обращения: 07.04.2024).
Calico J. H. Saariaho’s L’Amour de loin: Modernist opera in the Twenty-First Century // Begam R., Smith M. W. (eds.), Modernism and Opera. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016. — P. 341–359.
McClary S. The lure of the Sublime: revisiting the modernist project // Transformations of Musical Modernism / eds. Erling E. Guldbrandsen and Julian Johnson. — Cambridge University Press, 2015. — P. 21–35.
Everett Y. The tropes of desire and jouissance in Kaija Saariaho’s L’amour de loin // Klein M. L., Reyland N. Music and narrative since 1900. — Bloomington & Indiana: Indiana University Press, 2013. — P. 329–345.
Oskala A. Dreams about Music, Music about Dreams [Electronic source] // Howell Т., Hargreaves J., Rofe M. Kaija Saariaho: visions, narratives, dialogues. Burlington: Ashgate, 2011. — URL: https://books.google.ru/books?id=WCcxDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 1.04.2024).
Chansonnier provençal (Chansonnier La Vallière) [Electronic source] // Gallica.bnf.fr: [website]. — URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b60004306?rk=21459;2 (дата обращения: 07.04.2024).
Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма. Генезис и эволюция. — Москва: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
Охониёзов В. Д. Символика цветов в персидско-таджикской суфийской поэзии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 68–72. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1919/ (дата обращения: 07.05.2023).
Цветовая символика в исламской и персидской литературе [Электронный ресурс] // Исламосфера: [вебсайт]. — URL: http://islamosfera.ru/cvetovaya-simvolika-v-islamskoj-i-persidskoj-literature/ (дата обращения: 07.04.2024).
Geyer C. Amin Maalouf: Up-Close with the Man from Afar [Electronic resource] // MyScena: [website]. 31 December 2016. — URL: https://myscena.org/charles-geyer/amin-maalouf-close-man-afar/ (дата обращения: 07.04.2024).
Fenollosa E., Pound E. «Noh» or Accomplishment: A Study of the Classic Stage of Japan. — London: Macmillan and Co., Limited, 1916. — 268 p.
Hatab S. The silence before the sound. An interview with Kaija Saariaho [Electronic source] // Website Opéra national de Paris. — URL: https://www.operadeparis.fr/en/magazine/the-silence-before-the-sound (дата обращения: 07.04.2024).
Саамишвили Н. Н. Претворение традиций театра Но в опере «Только звук остается» Кайи Саариахо [Электронный ресурс] // Опера в музыкальном театре: история и современность Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред-сост. И. П. Сусидко / Том 2. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. — С. 541–550. — URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/OperaMusicalTheatre/2019_Book_OperaInMusicalTheatre_Vol2.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
Саамишвили Н. Н. Only the Sound Remains Кайи Саариахо: источник, идеи, воплощение // Ирина Сусидко и ее школа аналитического музыкознания. Cборник статей в честь Ирины Петровны Сусидко. — Москва: Пробел, 2023. — С. 123–141.
Only the Sound Remains: Peter Sellars (Full) — Dutch National Opera. Видео-хостинг YouTube [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=
oonN06GkIhY&t=440s (дата обращения: 07.04.2024).
Maalouf A. Adriana Mater [E-book]. — Paris: Editions Grasset; Fasquelle, 2006.
Hirsbrunner T. L’amour de loin und Adriana Mater, die beiden Opern von Kaija Saariaho. Ein Vergleich // Musiktheater der Gegenwart. — Salzburg: Verlag Müller-Speiser, Anif. — 2008. — S. 203–210.
Riding A. The Opera «Adriana Mater» Addresses Motherhood in a War Zone [Electronic source] / A. Riding // The New York Times. — URL: http://www.nytimes.com/2006/04/05/arts/music/05adri.html?_r=0 (дата обращения: 07.04.2024).
Ross А. Birth. A New Opera from the Finnish Composer Kaija Saariaho [Electronic source] // The New Yorker. — URL: http://www.newyorker.com/archive/2006/04/24/060424crmu_music?currentPage=all (дата обращения: 07.04.2024).
|