Художественно-стилевая концепция оперного триптиха Дж. Фр. Малипьеро «Орфеиды»: игра или драма?

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-34-43

Мария Владимировна Рудко

Санкт-Петербургская государственная консерватория
имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
marybelll@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-6018-6820

Аннотация: Статья посвящена оперному триптиху «Орфеиды» (“L’Orfeide”) Джан Франческо Малипьеро (1882–1973). Автором анализируется оригинальная художественно-стилевая концепция опуса, выстраивающаяся на многомерном взаимодействии двух контрастных образных линий: мистико-символической и условно-игровой.

Триптих «Орфеиды» (1918–1922), включающий оперы «Смерть масок» («La morte delle maschere»), «Семь канцон» («Sette canzoni») и «Орфей, или Восьмая канцона» («Orfeo, ovvero L’Ottava canzone»), по праву считается первым крупным достижением Малипьеро. Музыкально-поэтический театр итальянского композитора отличается органичным единством разнообразных моделей и форм, сочетанием символистских эстетических принципов с игровыми выразительными средствами. В «Орфеидах» разворачивается своеобразная дискуссия, в центре которой оказывается дилемма первичности: балаганная комедия с масками или «высокое» профессиональное искусство, отражающее саму реальность? Эстетика представления или эстетика переживания? Игра или драма?

Задаваясь этими вопросами, автор настоящей статьи разносторонне рассматривает многоаспектность содержания оперного триптиха Малипьеро.

Ключевые слова: итальянская опера, триптих, Дж. Фр. Малипьеро, «Орфеиды», «Смерть масок», «Семь канцон», «Орфей, или Восьмая канцона», Венеция

Для цитирования: Рудко М. В. Художественно-стилевая концепция оперного триптиха Дж. Фр. Малипьеро «Орфеиды»: игра или драма? // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 34–43. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-34-43

Список источников

  1. Waterhouse J. C.G. Gian Francesco Malipiero. The Life, Times and Music of a Wayward Genius. — Overseas Publishers Association, 1999. — 420 р.
  2. Labroca M. Malipiero, musicista veneziano. — Venice/Rome: Istituto per la Collaborazione Culturale, 1957. — 64 р.
  3. D’Amico F. Ragioni umane del primo Malipiero // L’opera di Gian Francesco Malipiero, saggi di scrittori italiani e stranieri / Ed. G. Scarpa. — Treviso: Canova, 1952. — P. 110–126.
  4. Waterhouse J. C.G. Malipiero G. F. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vol. Vol. 15 / Ed. by St. Sadie, J. Tyrrell. 2nd ed. — London: Macmillan; New York: Grove, 2002. — P. 697–704.
  5. Богоявленский С. Н. Итальянская музыка первой половины XX века: Очерки. — Л.: Музыка, 1986. — 142 с.
  6. Mosso C. Il teatro di Gian Francesco Malipiero // Storia dell’opera. Vol. 1: L’opera in Italia. T. 2. / Diretta da A. Basso. — Torino: UTET, 1977. — URL: http://www.rodoni.ch/malipiero/utet1.html (дата обращения: 12.10.2024).
  7. Рудко М. В. Образ Венеции в оперном театре Малипьеро // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам Четвертой Международной научной конференции / ред.-сост. И. П. Сусидко. Т. 1. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. — С. 507–515.
  8. Панкина Е. В. Из истории формирования венецианской консерватории «Бенедетто Марчелло» // Университетский научный журнал. — 2022. — № 66. — С. 13–17. — DOI: 10.25807/22225064_2022_66_13.
  9. Гумерова О. А. Оперный цикл: феномен, история развития, проблема внутреннего единства // Восточноевропейский научный журнал. — 2023. — № 7 (92). — Часть 1. — С. 4–10. — DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2023.1.92.378.

Читайте также: