Художественно-стилевая концепция оперного триптиха Дж. Фр. Малипьеро «Орфеиды»: игра или драма?
Научная статья УДК 782 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-34-43 |
Мария Владимировна РудкоСанкт-Петербургская государственная консерватория |
|
Аннотация: Статья посвящена оперному триптиху «Орфеиды» (“L’Orfeide”) Джан Франческо Малипьеро (1882–1973). Автором анализируется оригинальная художественно-стилевая концепция опуса, выстраивающаяся на многомерном взаимодействии двух контрастных образных линий: мистико-символической и условно-игровой.
Триптих «Орфеиды» (1918–1922), включающий оперы «Смерть масок» («La morte delle maschere»), «Семь канцон» («Sette canzoni») и «Орфей, или Восьмая канцона» («Orfeo, ovvero L’Ottava canzone»), по праву считается первым крупным достижением Малипьеро. Музыкально-поэтический театр итальянского композитора отличается органичным единством разнообразных моделей и форм, сочетанием символистских эстетических принципов с игровыми выразительными средствами. В «Орфеидах» разворачивается своеобразная дискуссия, в центре которой оказывается дилемма первичности: балаганная комедия с масками или «высокое» профессиональное искусство, отражающее саму реальность? Эстетика представления или эстетика переживания? Игра или драма? Задаваясь этими вопросами, автор настоящей статьи разносторонне рассматривает многоаспектность содержания оперного триптиха Малипьеро. Ключевые слова: итальянская опера, триптих, Дж. Фр. Малипьеро, «Орфеиды», «Смерть масок», «Семь канцон», «Орфей, или Восьмая канцона», Венеция Для цитирования: Рудко М. В. Художественно-стилевая концепция оперного триптиха Дж. Фр. Малипьеро «Орфеиды»: игра или драма? // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 34–43. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-34-43 |
|
Список источников
|