«Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3 С. В. Рахманинова: диалог концепций
Научный обзор УДК 785.11 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-78-93 |
Юрий Вячеславович Васильев
|
|
Аннотация: Два ярких и крупных по своим масштабам сочинения С. В. Рахманинова зарубежного периода, «Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3, рассматриваются как «произведения-собеседники»: произведения близки по времени создания (1934 и 1936 годы), написаны в общей тональности a-moll, каждое имеет в своем музыкальном материале тему-символ Dies irae.
Сопоставление осуществляется по нескольким направлениям: исследуется музыкальный язык сочинений (истоки, роль цитат и стилизаций), осмысливается позиция автора-композитора в Рапсодии и Симфонии (как одного из «персонажей» этих произведений), а также особенности концепций и музыкально-драматургических принципов их воплощения. Выводы относительно общих и отличных элементов концепций двух произведений связываются с возможным изменением отношения Рахманинова (к середине 1930-х годов) к перспективам выживания русского народа в условиях советской власти. Исследование «Рапсодии на тему Паганини» и Симфонии № 3 как участников своеобразного «диалога» до сих пор не проводилось. Ключевые слова: С. В. Рахманинов, «Рапсодия на тему Паганини», Симфония № 3, «произведения-собеседники», диалог, концепции, музыкальный язык, музыкально-драматургические принципы Для цитирования: Васильев Ю. В. «Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3 С. В. Рахманинова: диалог концепций // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 2. С. 78–93. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-78-93 |
|
Список источниковВалькова В. Б. Третья симфония С. В. Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. — 2021. — № 1. — С. 28–37. |
|
|