Научная статья УДК 786 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-94-103
Маргарита Алексеевна Букринская
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
m.bukrinskaya@gnesin-academy.ru, https://orcid.org/0009-0005-1350-2098
Екатерина Андреевна Герасимова
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
curiouschiffa@gnesin-academy.ru, https://orcid.org/0009-0005-2425-1140
Аннотация: В статье рассматривается цикл прелюдий для фортепиано М. Вайнберга «Детская тетрадь». Осмысляется значение произведения в творчестве композитора, его автобиографический характер. Отмечаются смысловые и стилистические пересечения сочинения с произведениями зарубежных и русских композиторов XIX–XX веков (Шопена, Шумана, Мусоргского и Шостаковича), выявляются отсылки к различным жанровым прототипам.
Исследуются композиционные и драматургические принципы цикла, ладово-интонационные особенности. Проводятся параллели между сочинением Вайнберга и вокальным циклом Мусоргского «Детская» и прелюдиями, ор. 34, Шостаковича.
Ранее цикл прелюдий Вайнберга «Детская тетрадь» № 2 не рассматривался в жанрово-стилистическом ракурсе.
Для цитирования: Букринская М. А., Герасимова Е. А. М. Вайнберг. «Детская тетрадь» № 2 ор. 19: вопросы жанровой и стилевой преемственности // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 2. С. 94–103. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-94-103
Список источников
Письма к другу: Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману / Сост. и комментарии И. Д. Гликмана. — Москва: DSCH; Санкт-Петербург: Композитор, 1993. — 336 с. Авдеева В. В. Особенности музыкального языка М. Вайнберга и образный мир его творчества на примере ранних фортепианных, вокальных и камерно-инструментальных циклов // Российские педагогические ассамблеи искусств в Магнитогорске. — Вып. 25. — 2019. — С. 232–239. Лобанкова Е. В. Энциклопедия детства // Вайнберг М. С. Собрание сочинений. Предисловие к изданию. — Т. 4а. — СПб.: Композитор. 2018. — С. 6–7. Воскобойникова А. С. Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации: специальность 17.00.02: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — Саратов, 2017. — 209 с. Наумов А. В. Траурный марш: история и теория жанра: специальность 17.00.02: диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — Москва, 2001. — 222 с. Михеева Ю. В. Проблема трагического в русской музыке ХХ века (На материале творчества Д. Шостаковича и А. Шнитке): специальность 09.00.04: автореферат диссертации кандидата философских наук. — Москва, 1999. — 26 с. Резвецова Е. Стилистические особенности фортепианного цикла М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. — Вып. 19. — 2021. — С. 253–260. Башкеева К. С. Вокальный цикл «Детская» М. Мусоргского: сложности интерпретации // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. — Том 2. — 2019. — С. 440–443. Немировская И. А. Мусоргский как детский психолог // Проблемы музыкальной науки. — Вып. 2 (3). — 2008. — С. 102–110. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. — Москва: Музыка, 1976. — 367 с. Коган Ф. Камерно-инструментальное творчество М. Вайнберга в контексте стилистических тенденций советской музыки: специальность 17.00.02: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — Вильнюс, 1989. — 24 с. Дьячкова Л. С. Гармония в музыке ХХ века. — Москва: Музыка, 1994. 144 с.