Балеты Валерия Кикты: эволюция жанра
Научная статья УДК 782 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-90-102 |
Марина Вениаминовна ЦукановаАкадемия хорового искусства имени В.С. Попова, Москва, Россия, |
|
Аннотация: Статья посвящена 60-летию творческой деятельности композитора Валерия Григорьевича Кикты, заслуженного деятеля искусств России и Украины, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных. Основная задача — ввести в проблематику балетного творчества композитора. В статье рассматривается роль балета в авторском стиле, устанавливаются вероятные причины приверженности к этому жанру, приводятся содержательные первообразы, вдохновившие мастера. Методология исследования сочетает музыковедческие и общегуманитарные подходы, в том числе герменевтический и компаративный; существенным является «слово композитора». Ставится ряд вопросов: развитие традиции русского балета, «план содержания» и «план выражения», специфика жанровых процессов, синтез жанров в различных балетных сочинениях, жанровые особенности балетов с хором. Показано особое значение балета «Андрей Рублёв» (2016) как концептуального сочинения синтетического жанра, в котором выявляются сквозные символические лейттемы творчества. Сделан вывод о балетах Кикты как о важной составляющей культурно-исторического процесса ХХ–ХХI веков. Ключевые слова: композитор, современное музыкальное творчество, Валерий Кикта, балет, жанр, хор, авторский стиль Для цитирования: Цуканова М. В. Балеты Валерия Кикты: эволюция жанра // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 3. С. 90–102. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-90-102 |
|
Список источников
|
|
|