beylikdüzü escort seks hikayesi beylikdüzü escort beylikdüzü escort antalya escort beylikdüzü escort esenyurt escort avcılar escort istanbul escort antayla escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort mersin escort porno seyret porno seyret betvoy betvoy betvoy vbet vbet bahix Ю. Фалик. «Пушкинские строфы» (1998): о «пушкинском тексте» в хоровом творчестве композитора — Ученые записки РАМ имени Гнесиных

Ю. Фалик. «Пушкинские строфы» (1998): о «пушкинском тексте» в хоровом творчестве композитора

Научная статья
УДК 784
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-24-32

Татьяна Филипповна Кучковская

Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия,
tatianafk2014@gmail.com, https://orcid.org/0009-0001-7838-4417

Аннотация: Знаменитая пушкинская максима «Ты сам свой высший суд» постоянно припоминалась и цитировалась петербургским композитором Юрием Фаликом (1936–2009). Путь этого композитора-инструменталиста к хоровому творчеству и, в частности, к важнейшему в этом жанре его произведению позднего периода, циклу «Пушкинские строфы» (1998), был весьма сложным. Восприятие композитором роли величайшего русского поэта всегда было опосредовано тематическими пространствами и образом главного города в пушкинской судьбе — Санкт-Петербурга. Обратившись в завершающий период творчества к поэзии А. С. Пушкина, Юрий Фалик достигает особой цельности стиля, единства молитвенной глубины высказывания и гимнической радости бытия. Научная новизна работы заключается в интерпретации авторского стиля Ю. Фалика в парадигме петербургской музыкальной поэтики. В результате изучения определены значение и смысл эволюции хорового творчества композитора a cappella.

Ключевые слова: А. Пушкин, Санкт-Петербург, композитор-инструменталист, литургия, вокально-хоровые традиции

Для цитирования:Кучковская Т. Ф. Ю. Фалик. «Пушкинские строфы» (1998): о «пушкинском тексте» в хоровом творчестве композитора // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 24–32. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-24-32

Список источников

  1. Фалик Ю. А. Метаморфозы. — СПб.: Композитор, 2010.
  2. Пушкин А. С. «К Овидию» / Собрание сочинений: в десяти томах / Под общей ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана / Стихотворения 1817–1822/1821. — Москва: ГИХЛ, 1959. — С. 165–167.
  3. Ковалев А. Б. «Литургические песнопения» Юрия Фалика: проблема цикличности // Обсерватория культуры. — 2017. — Т. 14. — № 4. — С. 438–444. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-4-438-444
  4. Свиридова А. В. Образ Богоматери в хоровых циклах Ю. Фалика и Д. Смирнова. — URL: https://musalm.ru/assets/almanac/2011-1/2/sviridova.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
  5. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб.: Искусство-СПБ, 1994.
  6. Тарасова О. В. Хоровое творчество Юрия Фалика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Нижний Новгород, 2009.
  7. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»: введение в тему // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — Москва: Прогресс-Культура, 1995. — С. 259–367. — URL: http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm (дата обращения: 20.03.2025).

Вам может также понравиться...