Хор как «вокальный оркестр» в творчестве современных российских композиторов

Научная статья
УДК 78.06
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-29-41

Александр Сергеевич Рыжинский

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
loring@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-9558-0252

 

Сяоюн Шао

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
shao333@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-1400-3018

 

Аннотация: В статье представлено первое аналитическое описание новой тенденции в развитии современной российской музыки — создание сочинений для солирующего инструмента и хора как «вокального оркестра». Анализ произведений XX века (А. Шёнберга, А. Лурье, Л. Ноно, Д. Лигети) позволяет авторам сделать вывод о существовании общих оснований появления феномена «вокальный оркестр», а также глубже понять оригинальность его воплощения в твор­честве современных российских композиторов — А. Чайковского, Е. Подгайца, К. Бодрова.

На основе рассмотренных композиций последних лет, ставших заметным событием в концертной жизни нашей страны, — Концерта для хора и солирующего фортепиано “Gloria”, Концерта для домры и хора a cappella К. Бодрова, пьесы А. Чайковского «Вишневый сад» для домры и хора и Е. Подгайца «Молитва к Богородице» для аккордеона и хора — авторы приходят к заключению о том, что феномен «вокального оркестра» в понимании современных российских композиторов связан, прежде всего, с передачей хору функций оркестра в сочинениях концертного или близкого концертному жанров. В качестве «катализатора» исследуемой тенденции обозначено и творчество выдающихся российских музыкантов: Е. Мечетиной (фортепиано), Е. Мочаловой (домра) и М. Власовой (аккордеон).

Ключевые слова: современная хоровая музыка, инструментальный концерт, хоровой концерт, вокальная тембрика, А. Чайковский, К. Бодров, Е. Подгайц

Для цитирования: Рыжинский А.С., Шао С. Хор как «вокальный оркестр» в творчестве современных российских композиторов // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 3. С. 29–41. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-3-29-41

Список источников

  1. Берлиоз Г. Большой трактат о современной оркестровке и инструментовке. — Ч. 2. — Москва: Музыка, 1972. — С. 309–531.
  2. Рыжинский А. С. Творчество А. Шёнберга и Каббала: возможные точки соприкосновения // Музыка и время. — 2007. — № 3. — С. 14–23.
  3. Зайцева М. Л., Чекменев А. И. Симфоническая кантата Артура Лурье «В кумирне золотого сна» для смешанного хора a cappella (1919 г.): новации в области музыкального языка // Траектория науки. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 5.1–5.15.
  4. Рыжинский А. С. “Ein Gespenst geht um in der Welt” (“Призрак бродит по миру”) как апофеоз политической ангажированности в творчестве Луиджи Ноно // Интернет-конференция «Музыкальная конференция на постсоветском пространстве» / Российская академия музыки имени Гнесиных, 2011. — URL: https://old.gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/muz_forum/RyzhinskyMF12.pdf (дата обращения: 28.07.2024).
  5. Симонова Ю. А. Хор как оркестровый тембр в отечественном кино XXI века: по материалам работ К. Бодрова и Д. Селипанова // Academia: музыкознание, исполнительство, педагогика. — 2022. — № 3 (4). — C. 68–74.
  6. Комаров А. С. Хор и домра в творчестве Кузьмы Бодрова // Academia: музыкознание, исполнительство, педагогика. — 2023. — № 4 (9). — С. 27–36.
  7. Изергина А. Р. В зеркале шедевра: «Пять отражений на тему 24 каприса Паганини» Кузьмы Бодрова // Художественное образование и наука. —2021. — № 1 (26). — С. 131–140.
  8. Рыжинский А. С. Вокальная тембрика в хоровых сочинениях Маурисио Кагеля 1958–1982 годов // Проблемы музыкальной науки. — 2017. — № 4. — С. 16–26.
  9. Новичкова И. В. Новые жанры музыкального театра: из века XX в век XXI (на примере творчества Александра Чайковского) // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры. Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Самара, 2021. — С. 86–93.
  10. Воронин Е. А. Баян как идеальный участник ансамбля в камерном творчестве Е. Подгайца // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 3 (88). — С. 74–78.
  11. Рыжинский А. С. «Тембровая эмансипация» в хоровом творчестве Дьердя Лигети // Музыкальная наука в контексте культуры: к 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. Сб. по материалам Международной научной конференции. РАМ им. Гнесиных, 30 октября — 2 ноября 2018 г. / Отв. редактор Е. С. Дерунец, Т. И. Науменко, Ю. Н. Пантилеева, И. А. Преснякова. — Мoсква: Пробел-2000, 2018. — С. 258–270.

 

Читайте также: