Фонемы и артикуляция коранических текстов на арабском языке в нотной записи (фиксация, нотация, анализ)

Научная статья
УДК 78:351.854
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-100-113

Альфия Камельевна Шаяхметова

Сибирский государственный институт искусств
имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, Россия,
alfiya007@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0646-3896

Аннотация: В центре изучения данного исследования находится фонетика и артикуляция коранических текстов на арабском языке в нотной записи (нотопись становится средством изучения музыкального текста). Именно благодаря четким правилам чтения Корана можно предположить, что исполнение тех или иных сур звучит почти одинаково, с инвариантным преобразованием музыкального текста. Эти нормы и правила продолжают действовать и по сей день: из уст в уста передается звуковая информация, где интонации сакрального слова как бы впечатываются в память молящегося и передаются следующему поколению. В данной статье предпринята попытка представить фонетику и артикуляцию коранического арабского текста в нотном, звуковом воплощении (буква арабского литературного языка зафиксирована в звуке музыкального текста) посредством демонстрации некоторых правил интонирования коранического текста на арабском языке. Предметом исследования является именно музыкальный компонент, который звучит в мечети. В ходе исследования музыкального материала пятничных богослужений Красноярского края, записанных автором статьи в 2005–2024 годов, возник закономерный вопрос о природе музыкального мышления в рамках одного молитвенного цикла.

Ключевые слова: таджвид, арабский язык, нотация, Коран, голосовой аппарат, сура «Аль-Фатиха», джумла, тон

Для цитирования: Шаяхметова А. К. Фонемы и артикуляция коранических текстов на арабском языке в нотной записи (фиксация, нотация, анализ) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 100–113. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-100-113

Список источников

  1. Еолян И. Р. Традиционная музыка Арабского Востока. — Москва: Музыка, 1990. — 240 с.
  2. Исхакова-Вамба Р. А. Татарское народное музыкальное творчество: Традиционный фольклор. — Москва: Сов. композитор, 1981. — 190 с.
  3. Имамутдинова З. А. О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста) // Проблемы музыкальной науки. — Уфа: УГИИ. — 2010. — № 1 (6). — С. 17–20.
  4. Сайфуллина Г. Р. Музыка священного слова: чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. — Казань: Татполиграф, 1999. — 232 с.
  5. Софийская А. Г. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: дисс. канд. искусствоведения. — Казань, 2007. — 224 с.
  6. Туймова Г. Р. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи: автореферат дисс. канд. искусствоведения. — Москва, 2008. — 22 с.
  7. Юнусова В. Н. Музыка исламского мира: специфика художественной формы и социальные аспекты // Национально-культурное пространство и проблемы коммуникации. Материалы международной научно-практической конференции. 25–26 октября 2007. — Москва, 1996. — С. 208–211.
  8. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. — Москва: Сов. композитор, 1983. — 152 с.
  9. Nelson К. The Art of Reciting the Qur’an. — Austin: Univ. of. Texas Press, 1985. — 246 p.
  10. Touma H. H. Die Koran rezitation: eine Araber // Baessler Archiv. — N. F. West Berlin, 1975. — P. 87–120.
  11. Farmer H. G. The Religious Music of Islam // Journal of the Royal Asiatic Society. — Luxembourg: JRAS. 1952. — P. 60–65.
  12. Al-Faruqi L. L. The Cultural Atlas of Islam. Chapter 23. Handasah al Sawt or the Art of Sound. N. Y., 1986. — 345 p.
  13. Крачковский И. Ю. Арабская средневековая художественная литература // Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. — Москва, Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1955–1960, 1956. — Т. II. — 702 с.
  14. Аганина Г. Р. Фонетическая терминология в науке о рецитации Корана: общеязыковые и специ­фические и категории // Альманах Корана. Саратов: КЦ «Зейд бин Сабит», 2018. — № 2. — С. 4–7.
  15. Аляутдинов И. Р. Таджвид. Правила чтения Корана. — Санкт-Петербург: Диля, 2008. — 197 с.
  16. Коран. — Санкт-Петербург: Типо-литография Императорского Университета, 1902.
  17. Шамилли Г. Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqām. — Москва: Садра, 2020. — 552 с.

Читайте также: