Современные репертуарные тенденции российских оперных театров (на примере обзора премьер сезона 2023/2024 московской оперы)

Научная статья
УДК 782
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-10-33

Евгения Георгиевна Артемова

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия,
e_art@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2850-6674

Аннотация: В статье на примере обзора новых постановок сезона 2023/2024 трех московских музыкальных театров предпринято аналитическое исследование современных репертуарных тенденций российских оперных театров. В поле внимания автора входят премьерные спектакли «Геликон-оперы», Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и «Новой оперы», в частности, рассматриваются следующие постановки: «Черевички», «Император Атлантиды» и «Мадам Баттерфляй» в «Геликон-опере», ««Царская невеста», «Не только любовь» и «Русалка» в МАМТ имени К. С. Стани­славского и Вл. И. Немировича-Данченко, «Война и мир. Наташа и Андрей», «Летучий голландец», «Почтальон из Лонжюмо» в «Новой опере».

Анализ новых оперных постановок, в которых театры в равной мере обращаются к отечественной и зарубежной, современной и классической опере, показывает, что курс сегодня по преимуществу ориентирован на разнонаправленный репертуар, отдельное место занимает военная тематика. Исключением стал МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-­Данченко, на сцене которого за прошедший сезон были представлены отечественные оперы; в целом они стали занимать более заметное место на российских музыкально-театральных сценах. В премьерных спектаклях проявляются тенденции к выявлению новых точек восприятия известных оперных шедевров, стремление открыть малоизвестные и возродить давно забытые опусы.

Ключевые слова: опера, театр, репертуар, премьеры сезона 2023/2024, постановка, тенденции, московский, музыкальный

Для цитирования: Артемова Е. Г. Современные репертуарные тенденции российских оперных театров (на примере обзора премьер сезона 2023/2024 московской оперы) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 10–33. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-10-33

Список источников

  1. Черевички. Программа к спектаклю. — Москва: Геликон-опера, 2023.
  2. Император Атлантиды. Программа к спектаклю. — Москва: Геликон-опера, 2024.
  3. Не только любовь. Буклет к спектаклю. — Москва: МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2024.
  4. Война и мир. Наташа и Андрей. Буклет к спектаклю. — Москва: Новая опера, 2024.
  5. Цодоков Е. С. Bизуализация оперы или типология оперной режиссуры. — URL: https://www.operanews.ru/history55.html (дата о6ращения: 11.10.2024).
  6. Чепинога А. В. Проблемы интерпретации в режиссуре оперного спектакля на рубеже XX–XXI веков в Pоссии: специальность 17.00.01 «Tеатральное искусство»: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. ФГБO7 BO Pоссийский институт театрального искусства — ГИTИC, 2018. — 365 с.

Читайте также: