Сергей Яковлевич Вартанов
Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, Саратов, Россия,
varser@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4936-7132
|
Аннотация: Статья посвящена фундаментальной проблеме: построению теории исполнительской интерпретации. Основу нашего подхода составляет понятие «концепция», которое выдвинул С. В. Рахманинов. Не только гениальный музыкант, но и художник-мыслитель, Рахманинов указал в своих статьях (1909–1910) на основополагающее значение понятия концепции, стоящей во главе угла интерпретации. В нашем исследовании понятие «концепция» изучается как результат взаимодействия трех факторов: эволюции представлений в коммуникативной системе клавирной-фортепианной культуры, процесса осмысления пианистом исполняемого сочинения, методологии современной гуманитарной науки (теории диалога М. Бахтина и теории концептуальной интеграции М. Тёрнера и Ж. Фоконье, которая признана сегодня как обобщенная модель теории познания).
Изучение наследия композитора позволило нам предложить метод интеграции концепции, который рассматривается на примере его Прелюдии gis-moll.
Ключевые слова: понятие, концепция, Рахманинов, коммуникативная система, фортепианная культура, скрытая программа, семантика, знаки текста, метод, интеграция концепции
Для цитирования: Вартанов С. Я. Рахманинов: концепция в фортепианной интерпретации. Прелюдия ор. 32 gis-moll: «Россия, зимняя дорога» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 2. С. 104–120. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-104-120 |
Список источников
Чередниченко Т. В. Композиция и интерпретация. Три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. — Москва: Музыка, 1988. — Вып. 1. — С. 43–44.
Фуртвенглер В. Интерпретация — решающая проблема // Исполнительское искусство зарубежных стран. — Москва: Музыка, 1966. — Вып. 2. — С. 167–172.
Гинзбург Л. На пути к теории // Дирижерское исполнительство. — Москва: Музыка, 1975. — С. 571–620.
Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения. В 2 т. — Москва: Мысль, 1989. — Т. 1. — С. 257–258.
Нефть или Чайковский. Что волнует Михаила Плетнёва в российской жизни и культуре / И. Муравьева // Российская газета. Федеральный выпуск. — № 6181 (205). — 13.09.2013.
Лист Ф. Письмо к А. Пикте // Лист Ф. Избранные статьи. — Москва: Музгиз, 1959. — 464 с.
Рахманинов С. В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. — Т. 3. — Москва: Советский композитор,1980. — С. 232–240.
Гёте И. В. Собрание сочинений: В 10 томах. — Т. 10. — Москва: Художественная литература, 1980.
Рахманинов С. В. Музыка должна идти от сердца // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3-х т. — Т. 1. Москва: Советский композитор, 1978. — С. 144–148.
Рахманинов С. В. Моя прелюдия cis-moll // Рахманинов С. В. Литературное наследие в 3-х т. — Т. 1. — Москва: Советский композитор, 1978. — С. 62–65.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1979. — 423 с.
Курт Э. Тонпсихология и музыкальная психология // Homo musikus. Альманах музыкальной психологии. — Москва: Московская консерватория, 2001. — 228 с.
Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. — Москва: Советский композитор, 1976. — 645 с.
Пресман М. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. — Т. 1. — Москва: Музыка,1973. — С. 148–207.
Землянский Б. Тринадцать прелюдий ор. 32 Рахманинова // Как исполнять Рахманинова. — Москва: Классика-XXI, 2016. — С. 48–91.
Вартанов С. Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Ф. Листа и С. Рахманинова. — Москва: Композитор, 2013. — 584 с.
Шнитке А. Г. О Марии Вениаминовне Юдиной // Статьи о музыке. Москва: 2004. — С. 201.
Арановский М. Г. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. — Москва: ЛИБРОКОМ, 2014. — С. 10–43.
Turner M., Fauconnier G. Conceptual Integration and Formal Expression // Metaphor and Symbolic Activity. — Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1995. — Vol. 10. — № 3. — P. 183–204.
|