beylikdüzü escort seks hikayesi beylikdüzü escort beylikdüzü escort antalya escort beylikdüzü escort esenyurt escort avcılar escort istanbul escort antayla escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort mersin escort porno seyret porno seyret betvoy betvoy betvoy vbet vbet bahix Рахманинов: аспекты пианистического воплощения концепции — Ученые записки РАМ имени Гнесиных

Рахманинов: аспекты пианистического воплощения концепции

Научная статья
УДК 786
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-94-114

Сергей Яковлевич Вартанов

Саратовская государственная консерватория
имени Л. В. Собинова, Саратов, Россия,
varser@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4936-7132

Аннотация: Статья посвящена фундаментальной проблеме построения теории исполнительской интерпретации на основе понятия концепции, выдвинутого С. В. Рахманиновым. В двух его статьях-интервью «Моя Прелюдия cis-moll» и «Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры», написанных в жанре мастер-класса пианиста-педагога, Рахманинов ставит понятие концепции во главу угла интерпретации и трактует его как имманентную скрытую программу, позволяющую исполнителю охватить систему отношений в тексте сочинения, его внутренние и внешние связи. Сравнение двух Прелюдий, ор. 3 № 2 сis-moll и ор. 23 № 7 с-moll, позволяет проникнуть в творческую лабораторию Рахманинова и проследить взаимообусловленность концепций и средств их пианистического воплощения. Прелюдии создавались параллельно концертам Рахманинова: Первому (ор. 1, 1891, первая редакция) и Второму (ор. 18, 2001). Десятилетие, разделяющее эти опусы, было ознаменовано жизненными кризисами и победами Рахманинова, которые вывели его творчество композитора и пианиста на новый уровень мастерства.

Ключевые слова: Рахманинов, понятие концепции, имманентная скрытая программа, интертекстуальные связи, мотивно-пластические знаки

Для цитирования: Вартанов С. Я. Рахманинов: аспекты пианистического воплощения концепции // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 94–114. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-94-114

Список источников

  1. Рахманинов С. В. Моя прелюдия cis-moll // Рахманинов С. В. Литературное наследие в 3-х т. — Т. 1. — Москва: Советский композитор, 1978. — С. 62–65.
  2. Рахманинов С. В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. — Т. 3. — Москва: Советский композитор, 1980. — С. 232–240.
  3. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания / предисл., примеч. и пер. с нем. Г. Когана // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1 / сост. и ред. пер. Г. Я. Эдельмана. — Москва: Музгиз, 1962. — С. 141–175.
  4. Асафьев Б. Книга о Стравинском. — Л.: Музыка, 1977. — 276 с.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — Москва: Музгиз, 1958. — 319 с.
  6. Метнер Н. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. — Т. 2. — С. 357–362.
  7. Асафьев Б. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. — Т. 2. — С. 384–413.
  8. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. — Т. 3. — Москва: Советский композитор, 1980. — С. 121.
  9. Рахманинов С. В. Новое в пианизме // Рахманинов С. В. Литературное наследие в 3-х т. — Т. 1. — Москва: Советский композитор, 1978. — С. 83–89.
  10. Жуковская Е. Ю. Воспоминания о моем учителе и друге С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. Т. 1. С. 255–350.
  11. Хитрук А. Одиннадцать взглядов на искусство фортепианной игры. — Москва: Классика-XXI, 2007. — 320 c.
  12. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. — Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. — 248 с.
  13. Асафьев Б. Избранные труды: в 5 т. — Москва: Изд. АН СССР, 1954. — Т. 2. — 384 с.
  14. Курт Э. Тонпсихология и музыкальная психология // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. — Москва: МГК имени П. И. Чайковского, 2001. — 356 с.
  15. Мильштейн Я. Ф. Лист. В 2 т. Изд. 2-е. — Москва: Музыка, 1970–1971. — Т. 2. — 157 с.
  16. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники / пер. с фр. О. Пичугина. — Москва: Классика-ХХI, 2002. — 480 с.
  17. Вартанов С. Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова. — Москва: Композитор, 2013. — 584 с.
  18. Кандинский А. Проблема судьбы и автобиографичность в искусстве С. В. Рахманинова // Как исполнять Рахманинова. — Москва: Классика-XXI, 2007. — 164 с.
  19. Bertensson S., Leyda J. Sergei Rachmaninoff: A Lifetime in Music. — New York: New York University Press, 1956. — 464 p.
  20. Брянцева В. С. В. Рахманинов. — Москва: Сов. композитор, 1976. — 648 с.
  21. Гофман И. Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — Москва: Музыка, 1974. — Т. 2.

Вам может также понравиться...