beylikdüzü escort seks hikayesi beylikdüzü escort beylikdüzü escort antalya escort beylikdüzü escort esenyurt escort avcılar escort istanbul escort antayla escort beykent escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort mersin escort porno seyret porno seyret betvoy betvoy betvoy vbet vbet bahix Примиряя противоположное: герои Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова в музыке Эдуарда Артемьева — Ученые записки РАМ имени Гнесиных

Примиряя противоположное: герои Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова в музыке Эдуарда Артемьева

Научная статья
УДК 784.21+78.021.4
DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-10-23

Светлана Геннадьевна Войткевич

Сибирский государственный институт искусств
имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, Россия,
art-vice-rector@yandex.ru, https://orcid.org/0000–0002–4437–0439

Аннотация: Обращение к актуальной проблеме цитирования в музыке отечественных композиторов вызвало интерес к одному из примеров самоцитирования в творчестве основоположника отечественной электронной музыки Эдуарда Артемьева. Тема, созданная как часть музыки к кинофильму Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», почти через 30 лет прозвучала в опере «Преступление и наказание». Размышления строятся в поле интертекстуального дискурса и впервые раскрывают причины, обусловившие подобное решение композитора. В статье затрагиваются вопросы о творческом сотрудничестве, особенностях литературного пути и мировоззренческих различиях Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова; о внешней и внутренней противоположности Обломова и Раскольникова, точкой соприкосновения которых становится счастливое детство и материнская любовь. В опере рассматриваемая тема связана с образом матери, она наделяется функцией лейтмотива и сопровождает главного героя в моменты сложных решений. В тексте приводятся музыкальные примеры из авторской партитуры Э. Артемьева, которая еще ждет издания, что обеспечивает достоверность и новизну выводам.

Ключевые слова: цитирование, автопародия, самозаимствование, Ф. М. Достоевский, И. А. Гон­чаров, Эдуард Артемьев, Никита Михалков, музыка к кинофильму, современная опера

Для цитирования: Войткевич С. Г. Примиряя противоположное: герои Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова в музыке Эдуарда Артемьева // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2025. № 2. С. 10–23. DOI: 10.56620/2227-9997-2025-2-10-23

Список источников

  1. Лаврова С. В. Цитирование в творчестве современных композиторов. — СПб., 2007. — 178 с.
  2. Денисов А. В. Феномен музыкальной цитаты — проблемы исследования // MUSICUS. — 2009. — № 5. — С. 28–32. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/
    113532847/? (дата обращения: 19.03.2025).
  3. Денисов А. В. Тайные послания и шифры: феномен криптоцитаты в музыкальном искусстве // Opera musicologica. — 2022. — Т. 14. — № 2. — С. 8–21. — DOI: https:// doi.org/10/26156/OM.2022.14.2.001
  4. Вейнсток Джоаккино Россини = Rossini : Принц музыки / Герберт Вейнсток; [Пер. с англ. И. Э. Балод]. — Москва: Центрполиграф, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). — 493 с. — (Великие имена. Музыка)
  5. Романец М. С. Феномен самозаимствования в творчестве композиторов ХХ века: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — Ростов-на-Дону, 2020. — 26 с.
  6. Миллионщикова Т. М. Музыкальность русской литературы золотого века в рецепции американской славистики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. — 2022. — № 4. — С. 59–77. — DOI: 10.31249/lit/2022.04.04
  7. Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); В. А. Туниманов (гл. ред.) и др. Т. 4: Обломов: Роман в 4 ч. / подгот. текста Т. И. Орнатская; ред. тома В. А. Туниманов. — СПб.: Наука, 1998. — 492 с.
  8. Титова С., Сидорук И. Образцы медио-контента экранизации шедевров русского литературного наследия с цитированием мировой музыкальной классики: практические аспекты применения в рамках музыкально-теоретических дисциплин // Norwegian Jourmal of development of the International Science. — 2020. — № 51. — С. 34–38.
  9. Шелухин Ф. В. Интерпретация художественного текста в кино: роман И. Гончарова «Обломов» и фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Наука о человеке: гуманитарные исследования. — Том 17. — № 1. — С. 92–99. — DOI: 10.57015/issn1990-5320.2023.17.1.10
  10. Егорова Т. К. Вселенная Эдуарда Артемьева. — Москва, 2006. — 255 с.
  11. Фатьянова Е. А. Премьера века: рок-опера «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева в Санкт-Петербурге // Музыка и электроника. — 2022. — № 3. — С. 1–5.
  12. Сахарова А. Об опере «Преступление и наказание» // Музыкальная академия. — 2010. — № 4. — С. 17–18.
  13. Егорова Т. К. Рукописи не горят (о постановке А. Кончаловским оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание») // Музыковедение. — 2016. — № 7. — С. 42–46.
  14. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Том 6. Преступление и наказание. — Л.: Наука, 1973. — 426 с.
  15. Мельник В. И. И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский // Вопросы филологии. — 2010. — № 1 (XV). — С. 51–63.
  16. Достоевский Ф. М. Материалы и исследования. Издание Академии наук СССР. — Ленинград, 1935. — 604 с.
  17. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 22. Преступление и наказание. — Л.: Наука, 1981. — 407 с.
  18. Войткевич С. Г. Особенности трактовки романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в опере Э. Артемьева // Культура и цивилизация. — 2016. — № 4. — С. 35–47.
  19. Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». — Москва: ИМЛИ РАН, 2004. — 480 с.

Вам может также понравиться...