Аннотация: Статья посвящена Международной научной конференции «Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника», прошедшей в Российской академии музыки имени Гнесиных с 18 по 20 апреля 2023 года. Мероприятие, организованное кафедрой аналитического музыкознания, было приурочено к 150-летию со дня рождения Е. Ф. Гнесиной. Актуальность заявленной проблематики и широкий географический радиус выступлений, а также в большинстве своем оригинальность позиций и точек зрения обеспечили этому интеллектуальному проекту новизну и вызвали большой интерес научной общественности. В центре внимания докладчиков находился феномен музыкальной композиции, который рассматривался сквозь призму понятий «нарратив» и «архитектоника». В обзоре выступлений участников конференции выделены доклады Л. О. Акопяна и представителей санкт-петербургской научной школы А. А. Денисова и П. Н. Гордеева. Они были высоко оценены автором статьи, подтвердившим их научную ценность и значимость в современном музыкознании.
Ключевые слова: нарратив, архитектоника, музыкальная композиция, кластер, социальный заказ
Для цитирования: Красникова Т. Н. «Прекрасен мир во всех его обмерах…». Заметки о Международной научной конференции «Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 125–132. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-125-132 |
Список источников
Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника. Материалы V Международной научной конференции, 18–20 апреля 2023 г. / под ред. А. В. Клеповой, Д. А. Нагиной, Н. В. Пилипенко, И. П. Сусидко / Российская академия музыки имени Гнесиных. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2023. — 112 с. — URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/sbornik_tezisov.pdf (дата обращения 20.11.2023).
Москвина О. О. Принципы нарративности в симфонических сочинениях Р. Штрауса : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Москва, 2013.
Цареградская Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции: монография/ Государственный институт искусствознания. — Москва: Композитор, 2018. — 364 с.
Singing in Signs. New Semiotic Explorations of Opera / ed. by G. J. Decker, M. R. Shaftel. — New York: Oxford University Press, 2020. — 369 p. — DOI: 10.1093/oso/9780190620622.001.0001
Perspectives on Contemporary Music Theory: Essays in Honor of Kevin Korsyn / ed. by Bryan Parkhurst and Jeffrey Swinkin. — Abingdon, Oxon; New York: Routledge, 2023. — 362 p. — DOI: 10.4324/ 9781003357797
Grey Th.S. Deformed Beauty? Narrative and Musical Form in Mendelssohn’s “Overture to the Tale of the Fair Melusina”, Op. 32 // Rethinking Mendelssohn / ed. by Benedict Taylor. — New York: Oxford University Press, 2020. — P. 9–37. — DOI: 10.1093/oso/9780190611781.003.0002
Susidko I. P. Topoi and Narratives in Classical Instrumental Music: Ideen and il filo in Mozart’s Clavier Sonata KV 311/284c // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. — 2022. — No. 2. — P. 123–133. — DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.123-133
Цареградская Т. В. Топосы и музыкальный нарратив: Д. Шостакович. Прелюдия op. 34 № 7 // Современные проблемы музыкознания. — 2019. — № 2. — С. 13–28.
Акопян Л. О. К герменевтике «Симфонии» Берио // Музыкальная академия. — 2022. — № 4. — С. 40–63. — DOI: 10.34690/271
Стоянова И. Стратегии нарративa в современной опере (на примере истории Джезуальдо в произведениях Шнитке и Шаррино) // Научный вестник Московской консерватории. — 2021. — Том 12. Выпуск 4. — С. 156–173. — DOI: 10.26176/mosconsv.2021.47.4.08
Chattah J. Postmodern Opera 101: Irony, Nostalgia, and Bifurcated Narratives // Singing in Signs. New Semiotic Explorations of Opera / ed. by G. J. Decker, M. R. Shaftel. — New York: Oxford University Press, 2020. — P. 313–338. — DOI: 10.1093/oso/9780190620622.003.0012
Москвина О. О. Исполнительские интерпретации симфонической поэмы Р. Штрауса «Жизнь героя»: к вопросу целостности нарратива // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2020. — № 2. — С. 102–110.
Gerver L. L. The Fixed Poetic Form vs the Musical Form: The Experience of Analyzing Madrigal Settings of Sestina Texts // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. — 2023. — No. 3. — P. 23–34. — DOI: 10.56620/2782-3598.2023.3.023-034
Lutsker P. V., Susidko I. P. Strophic and Sonata Form in the Italian Opera Aria of the 1720s and the 1730s // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. — 2021. — No. 4. — P. 63–75. — DOI: 10.33779/2782-3598.2021.4.063-075
Пилипенко Н. В. Формообразование в ариях Иоганна Симона Майра: на рубеже классической и романтической эпох // Современные проблемы музыкознания / Contemporary Musicology. — 2022. — № 4. — С. 42–63. — DOI: 10.56620/2587-9731-2022-4-042-063
Высоцкая М. С. Композиционная модель в музыке: к вопросу об эволюции понятия // Музыкальная академия. — 2021. — № 4. — С. 152–165. — DOI: 0.34690/208
Пантелеева Ю. Н. Современная композиция: Минимум или максимум? // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2022. — № 1. — С. 71–83.
Акопян Л. О. Повествовательность в музыке: старые и новые модели и шаблоны // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника. Материалы V Международной научной конференции, 18–20 апреля 2023 г. / под ред. А. В. Клеповой, Д. А Нагиной, Н. В. Пилипенко, И. П. Сусидко / Российская академия музыки имени Гнесиных. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2023. — C. 9–10. — URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/sbornik_tezisov.pdf (дата обращения 20.11.2023).
Денисов А. В. «Union discordante de plusieur sons» в музыкальной композиции ХVIII–ХIХ вв. // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника. Материалы V Международной научной конференции, 18–20 апреля 2023 г. / под ред. А. В. Клеповой, Д. А. Нагиной, Н. В. Пилипенко, И. П. Сусидко / Российская академия музыки имени Гнесиных. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2023. — C. 34–35. — URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/sbornik_tezisov.pdf (дата обращения 20.11.2023).
Гордеев П. Н. «Призываю Вас понять мое отчаяние из-за срыва производственного плана»: Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович, Е. К. Малиновская в Большом театре в первой половине 30-х // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника. Материалы V Международной научной конференции, 18–20 апреля 2023 г. / под ред. А. В. Клеповой, Д. А. Нагиной, Н. В. Пилипенко, И. П. Сусидко / Российская академия музыки имени Гнесиных. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2023. — C. 29–31. — URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/sbornik_tezisov.pdf (дата обращения 20.11.2023).
Стогний И. С. Нарративные стратегии И. С. Баха // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2023. — № 2. — С. 49–63. — DOI: 10.56620/2227-9997-2023-2-45-49-63
Власова Н. О. Тональная и тематическая драматургия в опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы» // Научный вестник Московской консерватории. — 2023 — Том 14. — Выпуск 3. — С. 466–479. — DOI: 10.26176/mosconsv.2023.54.3.04
|