«Поэма экстаза» А. Н. Скрябина: феномен героя на вершине экзальтации культуры

Научная статья
УДК 785.11
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-71-82

Даниил Игоревич Топилин

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
d.i.topilin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3266-4947

Аннотация: В настоящей статье предпринимается попытка проследить эволюцию образа скрябинского героя. Важным этапом этого процесса становится «Поэма экстаза» для большого симфонического оркестра, первая одночастная симфония-поэма А. Н. Скрябина. В статье подчеркивается тенденция роста эмоционального начала в музыкальной культуре Западной Европы, начиная от рубежа XVI–XVII веков, вплоть до начала XX века, оканчивающаяся своего рода экзальтацией, т. е. наивысшим эмоциональным насыщением. В данном исследовательском ключе раскрывается тезис: культура «экзальтирует», а скрябинский герой ликует в экстазе. Научное повествование затрагивает собственно жанр поэмы, рассматриваются истоки формирования образа скрябинского символистского героя — человека-творца. Выявляются особые черты метафорического мира творчества Скрябина, подчеркивается их связь с традиционными романтическими мотивами западноевропейского музыкального искусства, а также их дальнейшее существенное отдаление от романтических музыкально-эстетических установок.

Ключевые слова: А. Н. Скрябин, «Поэма экстаза», скрябинский герой, «экзальтация» культуры, жанр, поэма, метафорический мир

Для цитирования: Топилин Д. И. «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина: феномен героя на вершине экзальтации культуры // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 1. С. 71–82. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-1-71-82

Список источников

Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина // Форма — Стиль — Выражение. — Москва: Мысль, 1995. — С. 734–779.
Топилин Д. И. Космическая философия в музыке А. Н. Скрябина // Ученые записки. Вып. 9. Книга 1: материалы Международной научной конференции «Скрябин в художественном контексте эпохи», 25–27 апреля 2017 г. — Москва: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2018. — С. 10–16.
Дроздов А. Н. Воспоминания о А. Н. Скрябине // Советская музыка. — 1946. — № 12 (105). — С. 71–74.
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей: в 2 т. Том 1 / сост., вступ. ст. и комм. Д. В. Житомирского; пер. с нем. А. Г. Габричевского, Л. С. Товалевой. — Москва: Музыка, 1975. — 407 с.
Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. — Москва: Музыка, 1989. — 447 с.
Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. Том 1. — Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. — 536 с.
Федякин С. Р. Скрябин. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — 557 с.
Записи А. Н. Скрябина. VIII. Поэма экстаза // Русские пропилеи. Том 6. Материалы по истории русской мысли и литературы / Собрал и приготовил к печати М. Гершензон. — Москва: Издание М. и С. Сабашниковых, 1919. — C. 192–201.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. Том 1 / пер. с нем., вступ. статья и примеч. К. А. Свасьяна. — Москва: Мысль, 1998. — 663 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. Том 2 / пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. — Москва: Мысль, 1998. — 606 с.
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / пер. с исп. С. Л. Воробьева // Эстетика. Философия культуры. — Москва: Искусство, 1991. — С. 218–260.
Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков / сост. текстов и общая вступ. статья В. П. Шестакова. — Москва: Музыка, 1971. — 688 с.
Конен В. Д. Клаудио Монтеверди (1567–1643). — Москва: Советский композитор, 1971. — 324 с.
Записи А. Н. Скрябина. VI. Запись 1904–1905 гг. // Русские пропилеи. Том 6. Материалы по истории русской мысли и литературы / Собрал и приготовил к печати М. Гершензон. — Москва: Издание М. и С. Сабашниковых, 1919. — C. 137–175.
Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. — Москва: Классика-XXI, 2000. — 400 с.

 

 

Читайте также: