О текстологической проблеме редакций Концерта для фортепиано с оркестром № 2, ор. 44 П. И. Чайковского

Научная статья
УДК 78.072
DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-82-99

Эдуард Анатольевич Дьяченко

Московская государственная консерватория
имени П. И. Чайковского, Москва, Россия,
eduard.dyachenko_96@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-3243-1239

Аннотация: Статья посвящена текстологической проблеме редакций Концерта № 2 ор. 44 для фортепиано с оркестром G-dur П. И. Чайковского — композиторской и А. И. Зилоти. Основной аспект работы связан с раскрытием идей А. И. Зилоти по отношению к авторскому тексту.
На основе сравнительного метода анализа экземпляров партитур концерта, которые принадлежали П. И. Чайковскому, А. И. Зилоти и В. Н. Гартевельду, симфоническому дирижеру и современнику композитора, прослеживается процесс редактирования сочинения. Согласно хронологическому порядку рассматриваемых источников процесс работы условно разделяется на шесть этапов (1888–1897 годы), каждый из которых подробно исследуется на предмет авторских изменений П. И. Чайковского и редакторских предложений А. И. Зилоти. Некоторые из архивных материалов впервые вводятся в научный обиход.
Представленное исследование обосновывает вывод о том, что исходная авторская версия является наиболее совершенной, адекватно отвечающей художественному замыслу композитора. Все последующие видоизменения авторского текста искажали исходный вариант благодаря многочисленным сокращениям, обедняя таким образом художественную концепцию сочинения.

Ключевые слова: П. И. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром № 2, авторские редакции, редакции А. И. Зилоти, архивные документы, композиция, фактура

Для цитирования: Дьяченко Э. А. О текстологической проблеме редакций Концерта для фортепиано с оркестром № 2, ор. 44 П. И. Чайковского // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 82–99. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-82-99

Список источников

  1. Чайковский П. И. П. И. Чайковский — Н. Ф. фон Мекк: переписка в 4-х томах. — Т. 3: 1879–1881 / Ред., коммент. П. Е. Вайдман. — Челябинск: MPI, 2010. — 830 с.
  2. Беляк Д. В. Концерты П. И. Чайковского в контексте позднеромантического фортепианного искусства: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство: диссертация… канд. искусствоведения. — Москва, 2022. — 281 с.
  3. Чайковский П. И. Письма П. И. Чайковского и С. И. Танеева. Москва: П. Юргенсон, 1916. — 188 с.
  4. Зилоти А. И. Воспоминания и письма: 1863–1945 / Сост., предисл. и примеч. Л. М. Кутателадзе. — Л.: Музгиз, 1963. — 466 с.
  5. Сквирская Т. З. Документы П. И. Чайковского в фондах Кабинета рукописей // Из фондов рукописей Российского института истории искусств. — СПб., 2003 — 325 с.
  6. Тюлин Ю. Н. Произведения Чайковского: Структурный анализ. — Москва: Музыка, 1973. — 273 с.
  7. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. — СПб.: Планета музыки, 2022. — 492 с.
  8. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Вайдман, Л. Корабельникова, В. Рубцова. — Москва: П. Юргенсон, 2006. — 1107 с.
  9. Хотеев А. И. К истории создания фортепианных концертов Чайковского // Музыкальная академия. — Москва. — 2003. — № 3. — 222 с.
  10. Беляк Д. В. Редакции Второго фортепианного концерта П. И. Чайковского: к проблеме сохранения авторской концепции // Ирина Сусидко и её школа аналитического музыкознания. Москва: Пробел-2000, 2023. — 328 с.

Читайте также: