О текстологической проблеме редакций Концерта для фортепиано с оркестром № 2, ор. 44 П. И. Чайковского
Научная статья УДК 78.072 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-82-99 |
Эдуард Анатольевич ДьяченкоМосковская государственная консерватория |
|
Аннотация: Статья посвящена текстологической проблеме редакций Концерта № 2 ор. 44 для фортепиано с оркестром G-dur П. И. Чайковского — композиторской и А. И. Зилоти. Основной аспект работы связан с раскрытием идей А. И. Зилоти по отношению к авторскому тексту. На основе сравнительного метода анализа экземпляров партитур концерта, которые принадлежали П. И. Чайковскому, А. И. Зилоти и В. Н. Гартевельду, симфоническому дирижеру и современнику композитора, прослеживается процесс редактирования сочинения. Согласно хронологическому порядку рассматриваемых источников процесс работы условно разделяется на шесть этапов (1888–1897 годы), каждый из которых подробно исследуется на предмет авторских изменений П. И. Чайковского и редакторских предложений А. И. Зилоти. Некоторые из архивных материалов впервые вводятся в научный обиход. Представленное исследование обосновывает вывод о том, что исходная авторская версия является наиболее совершенной, адекватно отвечающей художественному замыслу композитора. Все последующие видоизменения авторского текста искажали исходный вариант благодаря многочисленным сокращениям, обедняя таким образом художественную концепцию сочинения. Ключевые слова: П. И. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром № 2, авторские редакции, редакции А. И. Зилоти, архивные документы, композиция, фактура Для цитирования: Дьяченко Э. А. О текстологической проблеме редакций Концерта для фортепиано с оркестром № 2, ор. 44 П. И. Чайковского // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 4. С. 82–99. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-4-82-99 |
|
Список источников
|