Материалы круглого стола по конференции
«Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника» (18–20 апреля 2023 г., РАМ имени Гнесиных)
Материалы конференции УДК 781 DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-149-153
Елена Мееровна Алкон
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
e.alkon@gnesin-academy.ru, https://orcid.org/0000-0003-4701-2378
Аннотация: Автор обращается к проблеме многослойности музыкального произведения как феномена, способного существовать в трех ипостасях — ментального (представляемого), визуального (запечатленного в нотах) и звукового (слышимого) текста. Глубокому проникновению в авторский замысел способствует внимание аналитика к деталям разного рода, заметить которые позволяет профессиональный опыт и позиция «заслуженного собеседника», вступающего в диалог с композитором.
Ключевые слова: нарратив, архитектоника, музыкальное сочинение, анализ текста, композиция
Для цитирования:Алкон Е. М. Нотный текст как «тайна за семью печатями», или Странности в композиции и нарративе как «особое приглашение» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 149–153. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-149-153
Список источников
Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков; пер. с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова; под научной ред. Л. Макеевой. — Москва: Идея-Пресс, 2003. — 181 с.
Ромащук И. М. Гавриил Попов: творчество, время судьба. — Москва: Музыка, 2000. — 453 с.
Ромащук И. М. Бетховен в зеркале столетий // Художественное образование и наука. — 2020. — № 4 (25). — С. 189–194. — DOI: 10.34684/hon.202004023 — EDN AQUXKT.
Мартынов Н. А. О Первой симфонии Гавриила Попова (к первой публикации партитуры) // Оpera musicologica. — 2021. — Т. 13. — № 4. — С. 147–170. — DOI: 10.26156/OM.2021.13.4.007
Попов Г. Н. Запись в Дневнике от 6 ноября 1969 г. // Попов Гавриил. Из литературного наследия / ред.-сост. З. А. Апетян. — Москва: Сов. композитор, 1986. — 448 с.
Манн Ю. Поэтика Гоголя. — 2-е изд. — Москва: Художественная литература, 1988. — 413 сНаумович С. Б. Вопросы аналитика к музыкальному тексту // Музыкальная академия. — 2023. — № 1. — С. 80–101. DOI: 10.34690/291
Ухтомский А. А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях / предисл. Г. Цуриковой, И. Кузьмичева; примеч. Л. В. Соколовой. — СПб.: Петербургский писатель, 1996. — 525 с.
Сусидко И. П. Симметрии и пропорции в музыке Клода Дебюсси (24 прелюдии для фортепиано) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. — № 3. — С. 68–83.
Susidko I. P. Topoi and Narratives in Classical Instrumental Music: Ideen and il filo in Mozart’s Clavier Sonata KV 311/284c // Problemy muzykal’noj nauki / Music Scholarship. — 2022. — No. 2. — P. 123–133. DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.123-133
Алкон Е. М. Вальс… Фантазия… Скерцо! М. Глинка в поисках жанра // Музыкальная академия. — 2016. — № 1. — С. 115–123.
Алкон Е. М. Человек в мире машин: о семантическом поле прелюдии и фуги c-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции (27–28 ноября 2012 года). Часть 2 / ред. -составитель М. В. Воротной; научный редактор Р. Г. Шитикова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — С. 3–9.
Малинковская А. В. Исполнительская интерпретация музыкального произведения как объект исследования: к вопросу о доказательности теоретического суждения // Музыкальное искусство и образование. — 2020. — Т. 8. — № 4. — С. 9–28. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-9-28
Гуляницкая Н. С. О толковании художественного произведения // Современные проблемы музыкознания / Contemporary Musicology. — 2023. — № 1. — С. 5–19. DOI: 10.56620/2587-9731-2023-1-005-019