Научная статья УДК 782 DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-81-95
Нгуен Кхак Хоа
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
khachoavocal@gmail.com, https://orcid.org/0009-0007-3356-0564
Юрий Вячеславович Васильев
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия,
muzklin@gmail.com, https://orcid 0000-0002-1494-3451
Аннотация: Статья посвящена двум типам народного театра Вьетнама, Чео и Туонг, которые подготовили музыкальную культуру страны к освоению жанра оперы европейского типа. Обозначены черты сходства и различия в их эстетике и драматургических принципах. Рассматриваются вопросы репертуара театров, прослеживаются основные сюжетные мотивы спектаклей. Осмысляется роль музыки в спектаклях Чео и Туонг, ее специфические жанровые формы. Подчеркиваются национальные истоки музыки в пьесах Чео и Туонг, а также композиционные особенности спектаклей, которые перекликаются с некоторыми принципами оперного жанра.
Ключевые слова: народный вьетнамский театр, Чео и Туонг, роль музыки в спектаклях, национальные черты музыки, национальная вьетнамская опера
Для цитирования:Нгуен Кхак Хоа, Васильев Ю. В. Народный театр Вьетнама как предшественник национальной вьетнамской оперы // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 81–95. DOI: 10.56620/2227-9997-2023-4-81-95
Список источников
Нгуен Лантуат. Традиционный театр в современной культуре Вьетнама: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : диссертация доктора культурологии. — Новосибирск, 2009. — 315 с.
Чан Вионг Тхань. Трактовка европейских симфонических жанров в творчестве вьетнамских композиторов XX века (Нгуен Ван Нам, До Хонг Куан, Нгуен Чонг Банг, Зоан Ньо): специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. — Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. — 193 с.
Нгуен Тхи Тхань Нга. Персонаж «клоун» во вьетнамском традиционном искусстве тьео // Научные известия. — 2022. — № 28. — С. 81–86. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personazh-kloun-vo-vietnamskom-traditsionnom-iskusstve-tieo (дата обращения 30.09.2023).
Ларин В. П. Вьетнамский драматический театр: актуальные проблемы развития // Культура и искусство Вьетнама: сборник научных статей / РАН. — Москва: ИД Форум, 2017. — № 13. — С. 196–209.
Нгуен Лантуат. Традиционный театр в современной культуре Вьетнама: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореферат диссертации доктора культурологии. — СПб., 2009. — 49 с.
Горчакова Т. Е. Музыкальные традиции Вьетнама: эволюционные процессы // Культура и искусство Вьетнама: сборник научных статей / РАН. — Москва: ИД Форум, 2017. — № 13. — С. 162–170.
Ле Тхи Хоай Фыонг. Искусство театра Тео в современном Вьетнаме: проблемы наследования и развития // Культура и искусство Вьетнама: сборник научных статей / РАН. — Москва: ИД Форум, 2017. — № 13. — С. 211–220.
Лесовиченко А. М. О нравственном значении музыкальных инструментов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. — 2013. — № 29. — С. 63–66. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nravstvennom-znachenii-muzykalnyh-instrumentov (дата обращения 30.09.2023).
Нгуен Лантуат. Вьетнамский традиционный театр «Туонг» // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. — 2009. — № 115. — С. 327–334. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vietnamskiy-traditsionnyy-teatr-tuong/viewer (дата обращения 30.09.2023).
Ты Тхи Лоан. Исполнительское искусство во Вьетнаме: прогресс и проблемы // Независимый Вьетнам: национальные интересы и ценности: статьей. — 2021. — № 1. — С. 315–332. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelskoe-iskusstvo-vo-vietname-progress-i-problemy (дата обращения: 30.09.2023).