«Метаморфозы» Р. Штрауса: специфика музыкального нарратива
Научная статья УДК 787 DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-66-77 |
Ольга Олеговна МосквинаРоссийская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия, |
|
Аннотация: В статье исследуются принципы нарративного мышления Р. Штрауса в «Метаморфозах» — сочинении для двадцати трех струнных инструментов. Основной фокус внимания сосредоточен на рассмотрении авторского метода работы с тематическим материалом, сформированного в предшествующих симфонических сочинениях, а также исследовании интонационной драматургии. Выявляются характерные для музыкального письма Штрауса интонационные связи с сочинениями Бетховена, в частности с траурным маршем из Третьей симфонии. Прослеживается раскрытие идеи метаморфоз через развитие и преобразование интонационно-гармонического ядра сочинения.
Подход с позиций теории нарратива позволяет проанализировать последовательность музыкальных событий сочинения, посвященного уходу позднеромантической эпохи. Ключевые слова: Р. Штраус, «Метаморфозы», музыкальный нарратив, симфоническая музыка, программная музыка, траурный марш Для цитирования: Москвина О. О. «Метаморфозы» Р. Штрауса: специфика музыкального нарратива // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2024. № 2. С. 66–77. DOI: 10.56620/2227-9997-2024-2-66-77 |
|
Список источниковКраузе Э. Рихард Штраус: образ и творчество. — Москва, 1961. — 611 с. |
|
|